Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
220 ГЛ. ѴП. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ и расколъ старообрядства. словское разсужденіе о сошествій Христа во адъ. то приглашеніе приле¬
жать о проповѣди1 2). Отдѣленный пространствомъ отъ большей части
духовныхъ дѣтей своихъ, но страдая за старую вѣру вмѣстѣ съ ними,
Аввакумъ утѣшаетъ ихъ своею молитвой и самъ ищетъ утѣшенія въ молитвѣ
ихъ. Между нимъ и дѣтьми эта незримая, но крѣпкая связь молитвеннаго
общенія. Трогательными словами онъ проситъ дѣтей своихъ молиться
за него. „Все развалилося, пишетъ онъ инокинѣ Анисьѣ, поддержи мою
старость ты, стягни дряхлость мою, любезная моя, утверди малодушіе
мое, избранная, воздохни и нрослезися о мнѣ, рекше; Боже, милостивъ
буди намъ со отцемъ, обремененнымъ грѣхами412). Самъ Аввакумъ еже¬
дневно молился о своихъ разсѣянныхъ, страдающихъ или уже дострадав¬
шихъ дѣтяхъ. „Ну, Борисъ, говоритъ онъ одному изъ нихъ, всегда про¬
щенія говори; а я вѣдь слышу, и на всякъ день подважды кажу васъ
кадиломъ и домы ваша вѣрныхъ рабовъ Христовыхъ, и панихиды пою и
мертвыхъ кажу, и благословляю васъ крестомъ Христовымъ и потомъ
рукою своею грѣшною, пятью днемъ по всякомъ правилѣ. А ты за меня
кланяесся ли Богу-свѣту? ІІ вѣдь о васъ молю, а вашихъ молитвъ тре¬
бую же. Да и надѣюся за молитвъ вашихъ спасенъ быти“3). Онъ забо¬
тится о томъ, чтобы шло поминовеніе его покойныхъ дѣтей духовныхъ при
тѣхъ церквахъ, гдѣ они лежали. „Козма! обращается онъ къ священнику,
хорошо къ нему расположенному, дѣтей поминаешь ли, что у церкви
твоей я погребъ “?*) Все это показываетъ, что духовная семья Аввакума
была организована твердо, и это послужило во вредъ церкви. Разумѣется, мы вовсе не думаемъ утверждать, что сфера вліянія Авва¬
кума ограничивалась предѣлами его духовной семьи. Вліяніе, дѣятельность
этого „второго Павла*4 въ исторіи старообрядства была безпримѣрно шире,
простираясь на знаемыхъ и незнаемыхъ, на современниковъ его и старо¬
вѣрное потомство. Но есть твердыя основанія утверждать, что Аввакумъ
имѣлъ великое обаяніе на дѣтей своихъ духовныхъ, притягивалъ ихъ
своей несокрушимой мощью, своей беззавѣтной преданностью вѣрѣ, и
покаяльиая семья Аввакума представляла ядро самыхъ несокрушимыхъ вра¬
говъ церкви, чрезъ которыхъ шло уже дальше его вліяніе, распростра¬
няясь въ оппозиціонныхъ кругахъ. Морозова называетъ его, какъ мы
видѣли, истиннымъ ученикомъ Христовымъ, страдающимъ за правое ученіе.
Инокъ Аврамій на допросѣ Павлу, митр. Крутицкому, заявлялъ: „а я
отца Аввакума истинна Христова ученика исповѣдаю: сего ради и вопро¬
шаю (его грамотами), хощу отъ него научитися всякому доброму дѣлу"5).
Игуменъ Сергій говорилъ, что въ немъ „огненный умъ“ 6). Но особенно *) Игум. Сергію. УШ, 107 — 108, 112; 107. 2) V, 167; ср. 170; УШ, 93 и др. 3) У, 237-38. 4) УШ, 101—102. Что рѣчь здѣсь о Духовныхъ дѣтяхъ Аввакума, а не о родныхъ,
видно изъ слѣдующаго мѣста: „и Козма добрый человѣкъ,—я въ его церквѣ и дѣтей
духовныхъ своихъ причащалъ УШ, ш. Разъ причащалъ, то, вѣроятно, и хоронилъ ихъ. 5) VII, 389. 6) УІП, 108—109.