Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
І*Л. Ѵіі. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ Й РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 21д Этихъ самоотверженныхъ послѣдовательницъ своихъ Аввакумъ не считалъ,
однако, способными проповѣдницами „правой44 вѣры. На женщину онъ
смотрѣлъ свысока, глазами до-петровской Руси. „А у васъ, свѣти мои,
какое догматство между собою?-^снисходительно скрашиваетъ Аввакумъ
знатныхъ страдалицъ. Женской бытъ—одно говори: какъ въ старопечатныхъ
книгахъ напечатано, такъ я держу и вѣрую, съ тѣмъ и умираю. Да молитву
Ісусову грызи, да и все тутъ441). Но онъ хорошо видѣлъ, что ихъ готов¬
ность даже умереть за убѣжденія убѣдительнѣе всякой проповѣди, и не
разъ одушевлялъ ихъ на страданія. „Мучтеся за Христа хорошенько, не
оглядывайтеся назадъ"а). Одушевляя мученицъ, онъ обращается къ
нимъ какъ къ любимымъ дѣтямъ духовнымъ и приглашаетъ ихъ слѣ¬
довать за собой. „Молю вы, о Господѣ дѣти мои (вар. дѣтки мои)
духовныя, святы и истинніи раби Христовы,—Богъ есть съ нами н никто
же на ны! Кто можетъ насъ разлучити отъ любви Христовы? И самъ
діаволъ не учинитъ намъ ничего, стоящимъ я держащимся за Христа
крѣицѣ... Ну, госпожи мои—свѣты, запечатлѣемъ мы кровію своею нашу
православную вѣру христіанскую"3). Изъ своего заключенія, изъ темницы
какъ изъ гроба, Аввакумъ писалъ посланія и другимъ менѣе извѣстнымъ
исторически духовнымъ дѣтямъ своимъ. Въ посланіи къ Маремьянѣ Ѳедо*
ровнѣ онъ шлетъ благословеніе всѣмъ страждущимъ за старую вѣру,
знаемымъ и незнаемымъ. Въ случаѣ отреченія отъ нея „муками и томле¬
ніемъ" онъ требуетъ—покаяніемъ прилѣпляться паки къ первому право¬
славію. Въ трехъ посланіяхъ чаду Симеону говорится о жестокихъ пре¬
слѣдованіяхъ за старый обрядъ и о горькой загробной судьбѣ ихъ виновника
царя Алексѣя4). Въ посланіи къ нѣкоему Сергію, фанатически настроен¬
ному и, кажется, ругавшемуся иконамъ, написаннымъ по новому, Авва¬
кумъ проповѣдаетъ и одобряетъ самосоашгательство5).—Посланіе Алексѣю
Копытовскому, „новорожденному чаду", содержитъ увѣренность въ непо¬
колебимости его убѣжденій, благодарность за утѣшительное посланіе п
извѣстныя намъ обличенія Лукіана6).—Въ другихъ посланіяхъ Аввакума,
писанныхъ къ группѣ лицъ, мы встрѣчаемъ обращенія къ духовнымъ
дѣтямъ—то наставленіе о церковномъ пѣніи и келейномъ правилѣ7), то
предписаніе тяжелаго послушанія8), то угрозы проклятіемъ9) и продол¬
жительную епитимію10), то заочное прощеніе всѣхъ грѣховъ11), то бого- *) V, 176. По другому поводу онъ пивалъ Морозовой: „у бабы волосы долги, а
умъ коротокъ". 194. 2) V, 194. 3) У, 185, 188. 4) V, 200—214. 5) Бороздинъ, 28—31. 6) ѴШ, 98-100. 7) Борису. УПІ, 89—93. 8) Ааисьѣ пгум., бывшей боярышнѣ. У, 167—-70, ®) Родіону. УІП, 96—97. 10) Оленѣ. ѴЩ 95. |г) Борису. V, 237.