Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
218 іх, ѴІІ. русскій духовники ш расколъ (ЯАгоойрядСтва,. боярыня посмѣла дѣлать указанія ему какъ духовнику1;. Родныя дѣти
Аввакума перехватывали письма отца къ боярынѣ и прочитывали ихъ.
Изъ замѣчанія Морозовой: „А духовныя наши все разно стали, немного,
которы правды вовсе держатьцй; да не диво такъ, батюшко: время то
пришло* видно, что ея кружокъ разстроился, согласія въ немъ не стало.
Но даже, разошедшись другъ съ Другомъ, они остались вѣрны общему
духовному отцу, томившемуся въ ссылкѣ2). Скоро пришла очередь страдать за вѣру и духовнымъ дѣтямъ прото¬
попа. Разосланныя по разнымъ мѣстамъ, разлученныя силой отъ духовнаго
отца своего, дѣти Аввакума не разрываютъ съ нимъ связей и общенія.
Происходитъ оживленная переписка. Дѣти шлютъ ему многочисленныя
грамотки; онъ имъ отвѣчаетъ посланіями. Урусова и Данилова послали
Аввакуму, письмо съ жалобами на свою судьбу, „Евдокія да Марія оханье
прислали ко мнѣ: а у меня и своего много! Глядѣлъ-глядѣлъ въ ваше
рукописаніе-то: огорчиласи утроба, л ударился о землю*3)... Сама Моро¬
зова не одинъ разъ извѣщала Аввакума о распрѣ съ Ѳедоромъ юродивымъ,
а передъ смертью писала ему, каясь въ грѣхахъ и сокрушаясь о судьбѣ
своихъ пдемянницъ-дѣвушекъ, дочерей Урусовой. Посланіе боярыни было
особенно дорого Аввакуму. „Рукою своею наморала на обѣ стороны
столбецъ; а другая также и третья. Да долго столпци тѣ были у меня:
почту да поплачу, да въ щелку запехаю. Да бѣсъ-собака изгубилъ ихъ
у меняи4). Алексѣй Копытовскій пишетъ Аввакуму утѣшительное посланіе,
Лукіанъ грамотку о своемъ грѣхѣ5). Огарецъ Аврамій писалъ ему гра¬
мотки; въ тѣхъ грамоткахъ своихъ сильно хвалилъ его и спрашивалъ
о великихъ дѣлахък). Игуменъ Сергій прислалъ выпись изъ Толковой
псалтири7). И Аввакумъ разсылаетъ многочисленныя посланія своимъ
„горемыкамъ миленькимъ*. Теперь извѣстно восемь посланій его къ Мо¬
розовой й ея сподвижницамъ. Здѣсь мы видимъ то подыши примирить
своихъ духовныхъ чадъ, то наставленіе о келейномъ ночномъ правилѣ,
то ворчливое утѣшеніе въ несчастьи, что мальчика Ивана Морозова передъ
Ыертыо причастилъ попъ-никоніанинъ, то воспоминаніе о прежнихъ
тайныхъ подвигахъ боярыни, то хвалу и восторженное умиленіе предъ
славными страданіями за вѣру „трисіятельнаго солнца и немерцающихъ
звѣздъ: святой Ѳеодосіи, блаженной Евдокіи и страстотерпицы Маріи* 8), *) „Да пишешь ты ко мнѣ въ сихъ грамоткахъ на Ѳедора, сына моего духовнаго,
чтобъ мнѣ ему запретить отъ св. Тайнъ ііо твоему повелѣнію, и ты, будто патріархъ,
указываешь мнѣ, какъ васъ, дѣтей духовныхъ, управлять ко царству небесному. Охъ,
увы, горѣ! бѣдная, бѣдная моя духовна» власть! Ужъ мнѣ баба указываетъ, какъ мнѣ
пасти Христово стадо"... Далѣе брань. Барановъ, 42. 2) Барсковь, 33—45; 297—298. Ср. У, 194. 3) V, 177. *) УШ, 110. 5)ѴШ, 99. ®) УП, 389; ср. V, 237. ’ІУШ, Ш-12. 8) Барскому 33—35, 39-40, 42-43; У, 171-196-