Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. ѴІІ. русскіе духовники и расколѣ Старообрядства . 21? Во главѣ съ Аввакумомъ его духовныя дѣти составили довольно прочную
и дружную семью. Противленіе церкви, оппозиція „новшествамъ4*, несо¬
мнѣнно, много содѣйствовали прочности этой покаяльной семьи. Мы видимъ,
что Аввакумъ въ Москвѣ поселился у Морозовой. „У свѣта у Ѳедосьи
Прокопьевны Морозовой, не выходя, жилъ во дворѣ: понеже дочь моя
духовная, и сестра ея княгиня Евдокія Прокопьевна дочь же моя“ *). По
всему замѣтно, что онъ былъ очень близокъ съ этими мученицами старо¬
вѣрства. Онъ знаетъ тайные подвиги Морозовой: ночныя молитвы, влася¬
ницу подъ одѣяніемъ, милосердіе и нищелюбіе, служеніе больнымъ и
непрестанный трудъ; знаетъ все это потому, что самъ руководилъ ее въ
подвигахъ2). Онъ видѣлъ боярышо счастливой матерью, когда она гладила
по головкѣ своего единственнаго сына Ивана, любовалась, какъ онъ на
лошадкѣ поѣдетъ или стегала чётками3). Помнилъ хорошо Аввакумъ, какъ
„бояриласс Морозова, разсуждала „домочадцевъ и деревенскія крестьянскія
нужды сколько сотенъ рабовъ и тысячъ крестьянъ было въ ея распоря¬
женіи и владѣніи,—какъ вообще велики ея богатства. Такъ же хорошо
зналъ Аввакумъ и объ Урусовой, „дѣти бо мнѣ духовныя, объясняетъ онъ,
и вѣдаю про нихъ извѣстно*4). Въ домѣ Морозовой былъ пріютъ для
раскольниковъ, и здѣсь мы встрѣчаемъ духовныхъ дѣтей Аввакума: Ѳедора
юродиваго, котораго самъ протопопъ отвелъ къ ней, также юродивыхъ
Кипріана и Аѳанасія (въ иночествѣ Аврамія)г>). Аввакумъ былъ сосланъ
сначала на Мезень, потомъ въ ІІустозерскъ. Родная семья его бѣдствовала,
и Морозова даетъ деньги бѣдной протопопицѣ Марковнѣ съ дѣтьми0).
Много тратила она на помощь страдавшимъ за старую вѣру, и они охотно
пользовались ея благостыней; даже домогались, чтобы Морозова отдавала
на общее дѣло пятую долю своихъ доходовъ7). Недавно открытыя письма
Аввакума и самой Морозовой даютъ знать, что отношенія внутри поки¬
нутой имъ духовной семьи не были чужды треній. Любимый сынъ протопопа
юродивый Ѳедоръ какимъ-то проступкомъ возмутилъ Морозову, и она вы¬
нуждена была изгнать его изъ своего дома. За это Ѳедоръ всячески
поносилъ ее, вооружилъ противъ боярыни Марковну и дѣтей Аввакума,
писалъ ему жалобы въ Пустозерскъ. Морозова съ своей стороны жа¬
луется на обидчика, проситъ духовнаго отца наказать епитиміей Ѳедора.
Аввакумъ, однако, становится на его сторону и негодуетъ на то, что О ѵ, 66-66. 2) У, 188-190. a) V, 193. 4) У, 193, 182-183, 267. b) УШ, 184; 1, 401-402; ЗІО, йриМ.; ѴШ, 184, Б) У, 194; ВарсковЪ) 37. Не забывала бывшую протоиоіійцу СЪ дѣтьми Другая
даоййая дочь Аввакума нѣкая Маремьяна Ѳедоровна. У, 195.—Морозовой пришлось
послѣ ссылки Аввакума выбрать другого духовника: въ 1672 г. духовнымъ отцомъ ея
былъ попъ Прокопій, Бараковъ^ 314—315. Но она не перестаетъ поддерживать Аввакума
и его семью изъ вѣрности разъ выбранному духовнику. 7) Бараковъ, 34.