Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. VII. русскій дУховнйей й расколъ Старо о вря дСтва , 215 не наемникъ я, но душу свою полагаю за овца за страхъ Господа моего...
Нѣсть ти мира и благословенія; а клятвы погожу возложить, али оплачеши
грѣхъ свой пребеззаконный"*). Не однѣ еіштиміи и клятвы, но и физи¬
ческое воздѣйствіе, какъ мѣру исправленія согрѣшившихъ, употреблялъ
Аввакумъ, по собственному признанію, „ сердитый и лихой драться44.
Извѣстны случаи, какъ онъ, поморивши голодомъ въ подпольи не¬
раскаянную блудницу, билъ ее шелепомъ, какъ „постегалъ нарочито
ремнемъ* тобольскаго владычняго дьяка Ивана Струну за обиды причет¬
нику, а потомъ принялъ на покаяніе* 2). Относительно упомянутаго сейчасъ
Лукіана Аввакумъ распоряжается: „Миръ ти, Алексѣюшко, миленькой
мой,—побей его, Господа ради, палкою по моему благословенію"3). Имѣя власть вязать и рѣшить, Аввакумъ представлялъ ее безгранич¬
ной и, видимо, услаждался ею. „Не имать власти таковыя надъ вами и
патріархъ, якоже азъ о Христѣ,—пишетъ онъ духовнымъ дѣтямъ, кровію
своею помазую душа ваша и слезами н омываю". Ни дальнее разстояніе
ни продолжительное время не избавятъ ихъ отъ его карающей власти4 * 6).
Во враждѣ Аввакума противъ дьякона Ѳедора, несомнѣнно, главную роль
играли его оскорбленное самолюбіе и властолюбіе, досада на то, что
страдаетъ авторитетъ его какъ духовнаго отца, хотя онъ и говоритъ, что
положилъ на Ѳедора клятву „не ради внѣшнихъ до садъаз). Мы видѣли,
какъ величался Аввакумъ, совѣтуя ему играть подъ вѣчной клятвой!
Въ одномъ мѣстѣ въ уста Ѳедора онъ влагаетъ слова: „а со отцемъ духов¬
нымъ (т.-е. съ нимъ, Аввакумомъ) діаволъ спроситца претить ми (о во¬
просахъ вѣры), и отъ него-де за воровство учинился проклятъ" ®); Авваку¬
ма оскорбляла независимость мысли его духовнаго сына. Извѣстно, какъ
неприглядно велъ онъ себя въ этой богословской полемикѣ. Съ по¬
мощью стрѣльцовъ одъ взЯлъ Ѳедорово сочиненіе о предметѣ спора,
выдралъ нужные ему листы и, испортивши ихъ, послалъ братьямъ, выдавъ
за подлинныя писанія дьякона Ѳедора. „И сія вся писанія изгубилъ онъ
у мена по зависти бѣсовской44,—жалуется сынъ на своего духовнаго
отца7). Аввакумъ постарался разгласить объ еретичествѣ Ѳедора и писалъ,
хвалясь, что положилъ на него правило но рвенію. Дьяконъ Ѳедоръ, кото¬
рый былъ правъ въ своихъ догматическихъ воззрѣніяхъ, справедливо
замѣчалъ, что клятва еретика недѣйственна, а неправедная клятва, нало¬
женная на духовныхъ дѣтей, подвергаетъ наказанію самого наложившаго8).
Они и померли, кажется, непримиренными, потому что Аввакумъ не рас- \) VIII, 99. 2) У, 254, 23. См. проф. В. Ѳ. Еаптерсвг, Патр. Никонъ и царь Алексѣй I, 379—
Бороздинъ, 63—66. 3) УШ. 99—100. Извѣстно также, что будучи протопопомъ въ ІОрьевцѣ, Аввакумъ
сажалъ на цѣпь прихожанъ, опоздавшихъ въ церковь и непросившихъ прощенія. ѴШ, 91. 4) ѴШ, 95, 97. *) V, 176. 6) Бороздинъ, прилож.» 119—20* *) VI, 131—132; VIII, 236—237. Бороздинъ, 122. *) ѴХ, 126-126.