Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
214 ГД . VII. РУССКІЕ духовника Й. РА СКОЛЪ старообрядства * дора того крѣпокъ подвигъ былъ: въ день юродствуетъ, а нощь всю на
молитвѣ со слезами. Много добрыхъ людей знаю, а не видалъ, подвиж¬
ника такова! Пожилъ у меня съ полгода на Москвѣ,—а мнѣ еще не
моглося,—въ задней комнаткѣ двое насъ съ нимъ, й много часъ другой
полежитъ, да и встанетъ; тысячку поклоновъ отбросаетъ, да сядетъ на
полу. А, иное, стоя, часа съ три плачетъ. А я таки лежу,—иное сплю,
а иное неможется. Егда ужъ наплачется гораздо, тогда ко мнѣ приступитъ:
долго ли протопопъ лежать-то! образуйся,—вѣть ты попъ! Какъ сорома
нѣтъ! И мнѣ неможется: такъ меня подымаетъ, говоря: встань, милень¬
кой батюіпко,— ну, таки встащися какъ-нибудь! Да и раскачаетъ меня.
Сидя мнѣ велитъ молитвы говорить,—а онъ за меня поклоны кладетъ.
То-то другъ мой сердечный былъ"!-). Въ отношеніи къ согрѣшившимъ дѣтямъ у Аввакума не было без¬
пристрастія. Крутой и нетерпѣливый, прямой и властолюбивый протопопъ
видѣлъ часто въ грѣхѣ духовнаго чада противленіе духовному отцу, Свое
собственное, личное дѣло. Тогда онъ терялъ остатокъ хладнокровія, горя¬
чился, бранился и бывалъ несправедливъ. Вотъ происшествіе, сильно
искушавшее терпѣніе Аввакума. Родила его раба дѣвица. Со стороны
указали и виновника—его сына Прокопія. Но Прокопій божится и запи¬
рается. „Да сіе мнѣ скорбно, жалуется Аввакумъ, яко покаянія не могу
получить"., То его подмываетъ проклясть блудника, то онъ боится казнить
невиннагоа). Съ согрѣшившими духовными дѣтьми своими Аввакумъ далеко
не одинаковъ. Еленѣ Хрущовой, которая пыталась разлучитъ жену отъ
мужа и уморить ребенка, Аввакумъ даетъ публичную епитимію въ семь
лѣтъ и отлучаетъ ее отъ общенія. Но онъ, видимо, сострадаетъ ей, жалѣетъ
грѣшницу, терзавшуюся раскаяніемъ: „Елена, а Елена! съ сестрами тѣми
не сообщайся, понеже онѣ чисты и святы. А со мною водися, понеже л
самъ шелудивъ, не боюся твоей коросты,—и своей много у меня... Видала
ли ты? Земскіе ярышки другъ друга не осуждаютъ. Тако и мы". Онъ ее
лишаетъ своего благословенія, пока очистится, но потомъ замѣчаетъ, что
въ случаѣ ея усердія можно сократить срокъ епитиміи. „Жаль мнѣ ея
гораздо; воздыхая, сице творю"3). Но Аввакума выводили изъ себя нерае
кадиность и хитрость грѣшника, его желаніе обманомъ уйти отъ строгой
епитиміи. Лукіанъ согрѣшилъ блудомъ; Аввакуму онъ прислалъ грамотку,
въ которой писалъ „лесть", „а не покаяніе своему беззаконію", т.-ем
изворачиваясь и хитря, оправдывалъ себя. На это разгнѣванный отецъ
ему пишетъ: „Не помышляй собѣ того, дуракъ, еже отъ Бога тебѣ, кромѣ
покаянія, помидованну быта... Кайся, треглавый змѣй, кайся! Еще ти даю
нарокъ покаянія, да нѣчто налу отраду нріимешь... Собака, дура! Не хощу имени твоего рещи; сотру билъ ты Богу, чаяшь, у меня уйдешь, небось, ^ . . г 1 О V, 75 — 76. 3) У, 176 — 177. Надо знать, что своихъ дѣтей Аввакумъ исповѣдалъ и причащалъ,
хотя по нуздѣ (V, 54), такъ что Прокопій былъ духовнымъ сыномъ своего |шд
ного отца. *) УШ? 94- 97. Ср. выше, стр. 170.