Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
16 ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. перемѣна въ организаціи духовничества. Въ остальномъ оно осталось
приблизительно тѣмъ же, чѣмъ было въ греческой церкви. На должность
духовника требовалось особое благословеніе епископа: „попове, коихь не
благослови светитель, да не су(ть) духовници, ни да имь се исповѣдуютьа,
читается въ одномъ южно-славянскомъ правилѣ1). Духовникамъ предоста¬
влены были свои округа, за предѣлы которыхъ они не могли выступать,
слѣдовательно, выборъ духовника вѣрующимъ стѣснялся1). Однако, при
слабости церковнаго надзора въ неустроенныхъ христіанскихъ общинахъ
южныхъ славянъ провести эти предписанія въ жизнь было нелегко. Ка¬
ждому священнику или іеромонаху хотѣлось занимать выгодную должность
духовника: въ сербской церкви много встрѣчалось духовниковъ-самозван-
цевъ. „И-да поставятъ святители духовниковъ, читается въ Законникѣ
Стефана Душана, по всѣмъ приходамъ и по городамъ и по селамъ; и
только тѣ духовники да будутъ духовниками, которые получили благосло¬
веніе на духовничество вязать и рѣшитъ отъ своихъ архіеревъ, и да слу¬
шаетъ ихъ всякій, по закону церковному. А тѣ духовники, которые нс
пбставлены духовниками, да будутъ прогнаны и да поступитъ съ иими
церковь по закону" 3). Можетъ быть, путемъ такихъ періодическихъ очи¬
стокъ класса духовниковъ отъ незаконныхъ и негодныхъ элементовъ въ
южно-славянскихъ церквахъ институтъ духовничества до недавняго времени
существовалъ въ томъ же видѣ, что и въ греческой церкви4). Русское духовничество, какъ оно представляется по памятникамъ съ
полов. XII ст.,. ближе къ южно-славянскому, чѣмъ къ греческому, но
отличается и отъ южно-славянскаго. Существенное отличіе нашего духов¬
ничества прежде всего состоитъ въ томъ, что у насъ не было той бли¬
зости его къ монашеству, какая существовала въ Греціи. Изъ рус¬
скихъ источниковъ неизвѣстно рѣшительно ни одного указанія на то,
чтобы принимали на исповѣдь и признавали себя духовниками простые х) Зіагте, VI, 126. Словеса изьбранна отъ законика св. Отець. 2) ІЬШп 127. „И ко лови да си су(ть) духовници свакь у своей иноріи, а у другой
предели да не сеж(уть)“; вар. „И поповы да не сегнеть иного нурію пріети кого или
вьзѣти что безь благословеніа оного духовника, тьчію сь посланіемъ епископа; аще ли
дрьзнеть о своей воли, да есть лихь свещенства“. 3) Законик Стефана Душана, изд. Ст. Новаковича, стр. 14 — 16. Голубинскій,
Краткій очеркъ исторіи церквей болгар., серб. и румынской, М. 1871, стр. 682. 4) Приведенный выше текстъ изъ Стефанова Законника Голубинскій сопровождалъ
такимъ замѣчаніемъ: „Читатель, конечно, знаетъ, что въ Греціи и у южныхъ славянъ
и до настоящаго времени должность духовника' отдѣльна оть должности приходскаго
священника и что на первую назначаются на то иди другое количество приходовъ осо¬
быя способныя лица, по преимуществу иди почти исключительно изъ іеромонаховъ^.
По наведеннымъ нами справкамъ, въ болгарской церкви въ настоящее время духовни¬
чество организовано но новому, близко къ современнымъ порядкамъ нашей церкви: спе¬
ціальныхъ духовниковъ нѣтъ, всякій священникъ имѣетъ право совершать иццовѣдь, не
разрѣшается ото лишь молодымъ священникамъ въ приходахъ, гдѣ нѣсколько священ¬
никовъ. Не имѣется чина поставленія въ духовники, не выдается и особой грамоты.