Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
№. ѴІІ. русскіе духовники и расколѣ старообрядства. 218 » я правило нощное и старое пѣніе. А буде обденишея на мощное правило,
тотъ день окаянной плоти и ѣсть не давай. Не игрушка душа, что плот¬
скимъ покоемъ ее подавлять. Да переставай ты и медокъ попивать. Намъ
иногда случается и воды въ честь, да живемъ же. Али ты насъ тѣмъ
дутчи, что боярыня? А честь прелетаетъ. Единъ честенъ,—тотъ, кто
ночью возстаетъ на молитву, да медокъ перестанетъ, въ квасъ примѣши¬
вая, пить". Затѣмъ онъ предписываетъ духовной дочери ночное пра¬
вило^— 800 поклоновъ и 700 молитвъ, распредѣляетъ по разрядамъ
самые поклоны и расписываетъ ихъ по разнымъ временамъ церковнаго
года1). Другой дочери онъ даетъ правило о пищѣ. „Маремьяна!.. ѣшь
пожалуй во вторники-тѣ и въ четверги-тѣ,—Богъ проститъ тяі - Пра¬
вила не теряй, молитвъ и поклоновъ; и о мнѣ моли Бога"2). Ду¬
ховныя дѣти Аввакума просятъ у него указанія и руководства въ
подвигахъ. Борисъ спрашиваетъ его о пѣніи церковномъ и о келейномъ
правилѣ. Юродивый Ѳедоръ прибрелъ съ Рязани въ Москву спроситься
у своего духовнаго отца: „туды ль мнѣ опять мѵчитца пойти, или,
платье вздѣвъ, жить на Москвѣ"? Аввакумъ велѣлъ ему.надѣть платье3),
•Есть у Аввакума и общія разсужденія о правилѣ ночномъ, вызван¬
ныя вопросомъ его духовнаго сына Бориса. Вопреки неизмѣнному и не¬
поколебимому правилу церковнаго пѣнія, ночное келейное правило не¬
однообразно. „Отцы узаконоположиша: кто сколько можетъ,—или поклоновъ
300, или 600, или 1000, съ ними же Ісусовы молитвы или 600 и седь¬
мое Богородицѣ, или вдвое, какъ кто хощетъ и можетъ".. Здѣсь же онъ
своебразиыми чертами описываетъ то, что въ аскетикѣ называется умною
молитвой. „А то какъ въ правду-то молиться, зажмурь глаза-тѣ, да умъ-
отъ сквозь воздухъ и твердь и сфиръ отпусти къ Надеждѣ - тому и пре¬
столу Его, а самъ ударся о землю, да лежи и не вставай, плалучи: уж-жо
умь-отъ Хриета-того притащитъ съ неба того, какъ оскорбить гораздо
сердце-то. А то влагодяіцее сердце,—-какому пришествію Духа быть?"4).
Таковъ путь, которымъ велъ свое духовное стадо протопопъ Аввакумъ:
въ тѣлесной чистотѣ, въ сотняхъ поклоновъ и молитвъ, въ обязательной
ночной молитвѣ и молитвенномъ экстазѣ онъ искалъ спасенія какъ для
себя, такъ и для дѣтей духовныхъ. Случалось, что онъ подвизался съ ними
вмѣстѣ. Въ „Житіи" Аввакумъ превосходными чертами описываетъ >свои
совмѣстные молитвенные подвиги съ Ѳедоромъ юродивымъ. „Зѣло у Ѳео- * *)Аввакумъ раздѣлялъ воззрѣнія Кирика на законъ наслѣдственности, но у этого оригиналь¬
наго писателя онъ является въ своеобразномъ видѣ. „Аще, не измывся но мечтаніи, со
женою падешь, и зачнетъ во утробѣ дѣтище, или бѣсно родится, или безумно, или инако
развращенно и недостаточно. Егда же кая жена стропотствуетъ ложю его (есть писано
въ Палее), у таковыхъ дѣти неблагообразны, или косы, или бриласты, или нѣмы. Аще
виномъ упивается жена, у таковыхъ рождаются нлешаты“. Бороздинъ^ прилож., 181. *) У, 171-173. й) 238» а) VIII, 89 слѣд.і V, 76. *) ѴШ, 89-90; 92 -93.