Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
21.2 ГЛ. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА; корныхъ дѣтей. Но послушаемъ, какъ онъ ругательски ругаетъ извѣстнаго
расколоучителя дьякона Ѳедора, нехотѣвшаго принимать его странныхъ
догматическихъ воззрѣній. „Молодой щенокъ, Ѳедоръ дьяконъ, сынъ ду¬
ховный мнѣ, учалъ блудить надъ старыми книгами и о святѣй Троицѣ
преткнулся, и о Христовѣ во адъ сошествіи, и о иныхъ, догматствуя по-
никоніански нелѣпосткоа... Аввакумъ его отлучилъ и проклялъ. „Федка, а
Федка, обращается онъ къ Ѳедору... Охъ! б..., сынъ, собака косая, дуракъ
страдникъа! „ А Федка... со единомысленники проклятъ да есть, ей, да будетъ и
будетъ въ вѣкъ, собака, б.... сынъ, адовъ песъ. Вотъ тебѣ, отступникъ, пѣсни
пѣснямъ Соломоновы! Играй подъ клятвою вѣчною, затворилъ тя Богъ въ про¬
тивленіи истинѣ, погибай съ своими, окаянный! Ѳедка поганецъ, слушай" и
т. д. „Отступникъа, „гордый песъа, „гордоустъ“, „алгмѣй", „дитяткопрокля¬
тое ", „дитятко бѣшеное"г)—вотъ неласковыя имена, которыми протопопъ
осыпаетъ непокорнаго сына. На его языкѣ это значило „поворчатъ",
„пожуритьа, „искуситъ* духовнаго сына. Бранчивость была обычнымъ
литературнымъ настроеніемъ протопопа Аввакума; она подчасъ вызыва¬
лась не очень важнымъ проступкомъ духовнаго чада. Инокинѣ Анисьѣ онъ
даетъ тяжелую заповѣдь, кажется, за то, что она не хотѣла подчиняться
игуменьѣ. „Не тяжело ли тебѣ кажется сіе -заповѣданіе? спрашиваетъ ее
Аввакумъ. Да ияо прибавить противу ума твоего» безумная, скотина бея
словесная, червь, гной, грязь"! А чрезъ нѣсколько строкъ: „Ну, прости,
дитятко,—молися о мнѣа! Боярынѣ Морозовой онъ пишетъ: „Бдюдисл
себевозношенія, инока-схимпица! Дорога ты, что въ черницы-те попала,
грязь худая? А это ты,—не Ѳеодосья ли дѣвица, преподобно-муче
ница; еще не дошла до тое версты! Ну, полно бранится. Прости,
согрѣшилъ*12). У Аввакума былъ очень опредѣленный положительный идеалъ и г
нравныхъ дѣтей духовныхъ. Физическая чистота, аскетическая настроен
ность, точное и усердное выполненіе церковнаго устава и келейнаго
правила, суровый подвигъ и, наконецъ, вѣрность православію или старому
обряду—таковы требованія, которыя предъявлялись Аввакумомъ къ дѣтямъ
духовнымъ, яИзрядныя дѣтки" тѣ, которыя „играть перестали и правильна
держаться стали", „не живутъ безъ лравилъца и канонцы всегда сами
говорятъ на правилѣ"3). И вотъ по мѣрѣ силъ Аввакумъ воспитыват.
духовныхъ дѣтей своихъ въ этомъ направленіи. Какимъ-то неназваннымъ
чадамъ своимъ Аввакумъ повторяетъ извѣстное предписаніе о супругой
скомъ цѣломудріи, данное Кирикомъ и разработанное послѣдующими
духовниками4). Морозовой онъ пишетъ: „Свѣтъ моя государыня! Люблю * 2 3 4г) V, 175—176. Бороздинъ, тірилож., 119-123; ѴШ, 108, 112; 219—222. 2) V, 178, 169—170. 3) V, 40; УІИ, 110; ср. V, 103-104, 200, 4) „Цемощи ради нашія данъ намъ быеть законъ; безгрѣшно и чисто зашшшн*
ложе по согласію ко времени; еже есть время, глаголетъ апостолъ, понедѣльникъ, іт*і»
никъ, четвертокъ, аще праздника нѣтъ; среда же и пятокъ, суббота н недѣля да храним»
бываетъ, и праздники во весь годъ, и великій постъ, и Пасха до Ѳомины нед-Ьи"