Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 211 Аввакумъ былъ выдающимся духовникомъ. Ужъ конечно, не даромъ ему
предлагали завидный постъ царскаго духовника1). Еще будучи молодымъ
пастыремъ, Аввакумъ понялъ всю трудность и всю высоту духовиическихъ
обязанностей. Разъ пришла къ нему на исповѣдь дѣвица и въ церкви
предъ евангеліемъ каялась во многихъ грѣхахъ своихъ, особенно блудныхъ
и противоестественныхъ. „Азъ же треокаянный врачъ, сознается Аввакумъ,
самъ разболѣлся, внутрь жегомъ огнемъ блуднымъ. И горво мнѣ бысть* 33 34 * 36 * * * * * * * 44.
Тотчасъ же онъ зажегъ три свѣчи на аналоѣ; протянулъ надъ ними пра¬
вую руку и держалъ, пока не угасло „злое разженіе44. Когда Аввакумъ
воротился домой, онъ со слезами сталъ молиться о томъ, чтобы отлучилъ
его Богъ отъ дѣтей духовныхъ* „понеже бремя тяжко, неудобоносимо44.
Тугъ его успокоило видѣніе, смыслъ котораго, кажется, такой, что отъ его
обращенія съ духовными дѣіьми получается взаимная духовная польза и
для дѣтей и для него, духовнаго отца2). Въ свои отношенія къ дѣтямъ духовнымъ Аввакумъ вноситъ много
страстности, отличавшей всю его дѣятельность. Читая его писанія, можно
видѣть, что ни въ кому изъ нихъ онъ не былъ далекъ,, равнодушенъ и
безразличенъ. Смотря по обстоятельствамъ—то онъ нѣженъ и жалостливъ,
какъ сердобольная мать, и расточаетъ дѣтямъ свои неуклюжія ласки, горе¬
мыкамъ, страдальцамъ за вѣру посильныя утѣшенія; то грубъ я надме¬
ненъ, какъ дурной начальникъ, и осыпаетъ сына площадною бранью;- въ
иныхъ случаяхъ замѣтно смѣшанное настроеніе—брань и лашь.череду¬
ются. „Дитятко44, „дѣтушки миленькіе мои“, „Аѳанасьюшко, миленькой
мбйа, „чадо церковное, чадо драгое, Ѳедосья Прокопьевна (Морозова)44,
^изрядное дитятко церковное и мое грѣшнаго„изрядные ;$Ѣткиа—вотъ
эпитеты, которыми награждаетъ Аввакумъ своихъ едий^мьіслеиныхъ и по¬ 32- Лукіанъ, которому за блудный грѣхъ Аввакумъ грозятъ проклятіемъ. ѴШ, 99. 33. ' Кипріанъ юродивый (?). I, 310, ирим. Макарій, Исторія, XII, 608. 34. Симсонъ, называемый „чадо Симеоне". V, 200—204. 35- Аѳанасій Катковъ, называемый' также. V, 132; ср. 163. 36. Неизвѣстное лицо, называемое „чадо“. У, 217. 1 - Извѣстно, что Аввакумъ нсповѣдывалъ: бѣсновато "стрѣльца Кирилла, жену Ме¬
зенскаго воеводы Алексѣя Цѣхаиовскаго Евдокію, дьяка Ивана Струну, своихъ родныхъ
дѣтей. У, 96—98; 108, пр. 23; 54. По мнѣнію Макарія, Исторія, ХІГ, 601, Аввакумъ
былъ духовнпкомъ всего отряда въ 600 человѣкъ, посланнаго въ Даурскую землю съ
Аѳанасіемъ Пашковымъ. - Ч Предлагали, конечно, подъ условіемъ, если онъ соединится съ церковію: У, 65.
Но Аввакумъ желалъ быть лучше справщикомъ. Въ другомъ мѣстѣ, упрекнувъ митр.
Павла Крутицкаго и Рязанскаго епископа йларіона за властолюбіе, Аввакумъ говоритъ: „Вотъ л меня въ духовники звали, да какъ о Христѣ Ісусѣ не захотѣлъ же, да живу
себѣ въ ямѣ съ братіего о Христѣ Ісусѣ; вертепъ сей лутчё мнѣ Синайскія торы о
Святѣмъ Дусѣ". Короздинъ, прилож., стр. 34. а) Аввакумъ видѣлъ, будто плывутъ по Волгѣ два золотыхъ корабля; на нихъ но. одному кормщику. Онъ спросилъ, чьн это корабли, и ему отвѣтили: „Лукинъ и Лаврентьевъ". ,Сіи быша, поясняетъ Аввакумъ, ми духовныя дѣти, меня н долгъ' мой наставили на іуть спасенія и скончалися богоугодно". Третій и наиболѣе красивый корабль принадле¬ жалъ самому Аввакуму. У, 10—11.