Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
210 ГЛ. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. Этотъ списокъ показываетъ, что составъ духовной семьи первоучителя
раскола былъ очень разнообразенъ. Тутъ были: боярыни, воеводы, свя¬
щенники, дьяконы, вГйоки, инокини, юродивые и простые вѣрующіе,
дѣвицы, вдовы й дѣти. Духовныя дѣти Аввакума были разсѣяны всюду,
гдѣ приходилось ему служить, страдать за вѣру или только проѣзжать въ
ссылку—въ нижегородскомъ селѣ Лопатицахъ и на Москвѣ, въ Тобольскѣ
и въ Даурской землѣ, въ Устюгѣ и на Мезени. Усердный священникъ, 3 4 5 6 * * 9 10 * * * 14 15 * * 18 19 20 * * 23 24 25 26 27 28 29 30 313. Ѳедосъя Прокопьевна Морозова, урожденная Соковнина (въ иночествѣ Ѳедора).
V, 65 и мн. др. 4. Княгиня Евдокія Прокопьевна Урусова, сестра Морозовой. V, 65 —66,-^ 5. Иванъ Глѣбовичъ Морозовъ, сынъ боярыни Морозовой. V, 193. 6. Марья Герасимовна Данилова, „соузница" Морозовой и Урусовой. У, 181 — 188, особ. 185. 7—8. „Начальникъ" Евѳимт Степановичъ и жена его Неонила „(V, 14—15),
вѣроятно, бывшія духовными дѣтьми Аввакума, когда онъ служилъ священникомъ въ
селѣ Лопатицахъ. 9. Попъ Актдинъ Ивановъ. Барсковъ, 40. 10. Дѣвица, неизвѣстная по имени, приходившая къ Аввакуму на исповѣдь въ с.
Лопатицахъ. V, 10—11. 11 — 12. Жука и Лаврентіи, духовныя дѣти Аввакума изъ-тбй же поры его жизни. V, 11. „ , 13- Ѳедоръ юродивый, котораго Аввакумъ встрѣтилъ въ Уст^і^ Ѵ, '66, 75—76. 14. Анна дѣвица (въ иночествѣ Агаѳья) въ Тобольскѣ. У, ДОЗ; ср. 106, прим.;
ср. 108, прим. 15. Не названный по имени сынъ духовный въ Тобольскѣ. У, 105*, ср. 108, пр. 16 — 17. Марья и Софья вдовы, „сѣнныя любленницы" воеводы Аѳанасія Па¬ шкова, въ Даурской землѣ, потомъ инокини московскаго Вознесенскаго-., монастыря.
У, 36-40. 18. Ѳекла Семеновна Пашкова, жена воеводы Аѳанасія Пашкова, тоже постригшаяся
въ Вознесенскомъ монастырѣ. V, 40, прим. 3. Бороздинъ, 75. 19. Лука Лаврентьевичъ, московскій жилецъ, кожевникъ, юноша лѣтъ 25-ти. У,
83; ср. 75. 20. Симеонъ, мальчикъ 14 лѣтъ. V, 93. 21—22. Попъ Димитрій съ попадьей. Бороздинъ, 15—16; ср. УІП, 111; Барсковъ, 35; ср. 300. 23. Шіуменъя Анисья, бывшая боярышня. V, 166, 167. 24. Алектй Копытовскій. УIII, 98. 25. Маремъяна Ѳедоровна. У, 195. 26. Григорій, простой мірянинъГ ѴПІ, 74—75. Всѣ эти лица прямо названы протопопомъ дѣтьми духовными. 27. Нѣкто Сергій, которому Аввакумъ пишетъ: „а грѣхъ-отъ тотъ возложи па
выю мою", т.-е. передай мнѣ/ка^къ духовному отцу. Бороздинъ, 28. 28. Игуменъ Сергій, вІ мірѣ Симеонъ, котораго Аввакумъ называетъ „новым и
игуменомъ, старымъ моимъ чйдомъ", можетъ быть, одно лицо съ предыдущимъ Сергіемъ.
УНІ, 107. 29. Елена Хрущова, уставщица Вознесенскаго монастыря, которую Аввакумъ наказываетъ епитиміеЙ. VIII, 94—96- ■ * 30. Борисъ. Онъ спрашиваетъ Аввакума о пѣніи п келейномъ правилѣ. Его при
топопъ называетъ чадомъ и прощаетъ «тъ всѣхъ грѣіовъ. VIII, 89; V, 237. 31. Родіонъ, которому Аввакумъ грозитъ епитнміей и высказываетъ о еврей великоіі
власти и обязанностяхъ. ѴЩ, 96—97,