Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. УІІ. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА, 209 онъ не измѣнилъ церкви до конца жизни: „принялъ напослѣдокъ три
перста, сообщаетъ о немъ съ грустью Аввакумъ, да такъ и умеръ**). Приведенный разсказъ показываетъ, какъ вмѣстѣ съ заблуждающимся
священникомъ колебались и его единомысленные послѣдователи, то сбли¬
жаясь съ церковью, то удаляясь отъ нея, но оставаясь всегда вѣрными
своему руководителю. Въ концѣ-концовъ сторонники Неронова, по край¬
ней мѣрѣ, нѣкоторые изъ нихъ, оказались въ церкви, даже ея защитни¬
ками. Извѣстный намъ Андрей Плещеевъ пишетъ Аввакуму Посланіе,
увѣщая его возвратиться въ церковь, доказываетъ, что исправленіемъ
книгъ и обрядовъ отнюдь не вносится ничего новаго, и примѣрами дока¬
зываетъ нужду въ этихъ исправленіяхъ. Онъ вспоминаетъ Аввакуму свою
прежнюю дружбу, проситъ его слѣдовать мудрѣйшимъ, вѣдущимъ разумъ
божественныхъ писаній, и подчиниться рѣшеніямъ вселенскихъ патріар¬
ховъ, другими словами, проситъ Аввакума поступить такъ же, какъ по¬
ступилъ ихъ общій духовный отецъ Нероновъ2). Посланіе относится,
очевидно, къ тому времени, когда Нероновъ, отлученный соборомъ 1656 г.,
временно обратился съ своими единомышленниками въ церковь3). И По¬
сланіе Андрея Плещеева является для насъ нагляднымъ свидѣтельствомъ
того, какъ по слѣдамъ Ивана Неронова неизмѣнно шли его единомы¬
сленныя духовныя дѣти. Несомнѣнно, самая видная роль въ начальной исторіи старообряд¬
ства принадлежитъ протопопу Аввакуму. Въ то же время онъ является
наиболѣе ясной, всесторонне очерченной фигурой. Для насъ Аввакумъ
одинъ изъ немногихъ живо описанныхъ духовниковъ древней Руси. У него
было много духовныхъ дѣтей: „сотъ съ пятъ или съ шесть будетъ*4).
Болѣе 30-ти изъ духовныхъ чадъ своихъ Аввакумъ называетъ но имени
въ разныхъ мѣстахъ своихъ писаній5). *) I, 240—243; ср. 2 прим. Нероновъ скончался 2 января 1670 г. архимандритомъ
Данилова монастыря въ Перенславлѣ-Залѣсскомъ и погребенъ» на папертяхъ соборнаго храма.
ІІрот. Стршимъ, Свѣдѣнія о жизни архим. Переславснаго Данилова монастыря Гри¬
горія Неронова. Труды Владим. Архивной Коммиссіи, кн. 6, стр. 1—47. 2) Пр. Соб. 1858, П, 591-598. 3) Аввакумъ писалъ отвѣтъ Плещееву. Онъ изданъ Бороздинымъ, ІІрот. Аввакумъ2,
ирилож., 6—11. Ср. изсдѣд., стр. 115—119. Посланіе Андрея Плещеева къ Аввакуму
писано, вѣроятно, въ 1664 г., когда послѣдній вернулся изъ Сибири. 4) V, 10. ь) Можно составитъ довольно длинный списокъ духовныхъ дѣтей Аввакума по его
сочиненіямъ. 1. Дьяконъ Ѳедоръ. V, 175 и мн. др. VI (соч. самого Ѳедора), 125—126; ср. 60. 2. Аѳанасій юродивыйвъ иночествѣ старецъ Аврамій. V, 76—77, 237, 264.
Это одно лицо съ старцемъ Авраміемъ, извѣстнымъ старообрядческимъ писателемъ, сочи¬
ненія котораго помѣщены въ VII, отчасти въ ѴШ т. Матеріаловъ для исторіи раскола.
Аввакумъ разсказываетъ, какъ Павелъ Крутицкій билъ его духовнаго сына юродиваго
Аѳанасія, въ иночествѣ Аврамія (Бараковъ, Памятники, 201—202), но такой же случай
съ собою передаетъ дважды и писатель Аврамій (VII, 268 и 391). Ср. Хр. Чт., 1889,
I, 709—10. Нроф. II, <7, Смирнова Внутр. вопросы въ расколѣ, IX, пр. 12.