Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
208 ГД. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. вторяютъ его аргументацію о наступленіи послѣднихъ временъ изъ „Книги
о вѣрѣ"1), такъ же, какъ Нероновъ, нападаютъ на Арсенія Грека2). Пле¬
щеевы были его вѣрные послѣдователи. Въ концѣ второго Посланія
они сѣтуютъ на удаленіе Ивана, на свою безпомощность въ тяжелое
время, сознаютъ необходимость его нравственнаго и религіознаго руковод¬
ства. „ Обаче и въ печаль немалу впадохомъ, домышляюще, зане, егда
видѣхомъ твое святое житіе, тогда поне мало въ доброе помышленіе при¬
ходномъ; нынѣ же бѣдни къ кому прибѣгнемъ, и отъ грѣхъ себе отста-
вити отъ кого научимся, и отъ широкаго и пространнаго пути, ведущаго въ
погибель, удалятися отъ кого навыкнемъ, и узкими враты и прискорбнымъ
путемъ ходити, ведущимъ въ животъ, кому подражаемъ"? Они просятъ
Неронова не лишать ихъ учительнаго писанія. Извѣстно, что Нероновъ
писалъ имъ раньше: съ своимъ роднымъ сыномъ Ѳеофилактомъ онъ
прислалъ имъ грамоту изъ Спасо-Каменскаго монастыря3). Итакъ, въ
противленіи церкви Иванъ Нероновъ шелъ объ руку съ нѣкоторыми изъ
своихъ духовныхъ дѣтей4). Въ 1656 году Ивана Неронова, тогда старца
Григорія, отлучаютъ отъ церкви съ его единомышленниками5). Нероновъ
поколебался, сталъ каяться и извѣщалъ послѣдователей писаніями о своихъ
заблужденіяхъ. Такое настроеніе продолжалось недолго, и Нероновъ, опять
таки не одинъ, а съ единомышленниками своими, возвратился на прежнія
заблужденія6). Наконецъ, на соборѣ 1667 года онъ подалъ челобит¬
ную, гдѣ, отрекаясь отъ всѣхъ своихъ заблужденій, просилъ государя,
патріарховъ и весь соборъ о помилованіи и разрѣшеніи. На этотъ разъ х) Указанныя слова изъ Книги о вѣрѣ разумѣлъ Нероновъ, когда передавалъ свое
извѣстное видѣніе постомъ 1653 г. „Іоанне, дерзай и не убойся до смерти: подобаетъ
ти укрѣпити царя о имени Моемъ, да не ностраждеть здѣсь Русія, якоже л вшиты8.
I, 99—100; ср. нрим.; см. также 150 стр. 2) I, 64—65; ср. 66—67,150. Правда, перечень „новшествъ11 у Плещеевыхъ не по¬
лонъ: почему-то они пропускаютъ троеперстіе, противъ котораго вооружался Нероновъ
(I, 54, 72), опускаютъ вопросъ объ аллилуіи. 3) Кромѣ того изъ Вологды въ іюлѣ 1655 г. Нероновъ шлетъ Посланіе всей братіи,
рядомъ текстовъ изъ писанія ободряя ее на борьбу. I, 119—123. *) Ему сочувствовали духовныя дѣти, оставшіясявъ Москвѣ, но нѣкоторое сопровождали
его и въ ссылкѣ. Въ 1655 г. онъ ушелъ изъ Кандадатскаго монастыря съ троими дѣтьми
духовными, которые были съ нимъ въ этомъ монастырѣ,—съ Алексѣемъ, Силою и Васи¬
ліемъ. Впрочемъ эти духовныя дѣти Неронова были въ то же время его „работниками".
I, 137, 139, 141, 143. Кромѣ четырехъ Плещеевыхъ и этихъ трехъ слугъ извѣстенъ но
имени только одинъ духовный сынъ Неронова—Іосифъ Іосифовичъ толмачъ, жившій въ
1666—67 гг. у грузинскаго царевича. I, 223.—Въ „Запискѣ о жизни протопопа Ивана
Неронова съ 1653 по 1659 годъ" сказано: „Іоаннъ же, Божіею волею, хриетолюбцы
хранимъ бывъ въ царствующемъ градѣ Москвѣ (по возвращеніи изъ Кандалажскаго мо¬
настыря) у государева духовника протопопа Стефана, и со многими хриетолюбцы и
духовною братіею, у когоадо ихъ въ дому, цѣловался", I, 142. ІІроф. Л. В. Знаменскій,
Іоаннъ Нероновъ, Прав. Соб. 1869, I, 346, понимаетъ эти слова какъ указаніе на
укрывательство бѣжавшаго изъ ссылки протопопа его дѣтьми духовными отъ патр. Никона. 5) I, 130-131. 6) Дѣян. соб. 1666 г. по изд. Вр-вя св. Петра, 33 о об. Ср. II, 6—7.