Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛі VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. 207 бамъ), иніи не ходятъ, и дѣти твои духовные" 1). Среди этихъ сторонни¬
ковъ Неронова изъ числа его духовныхъ дѣтей были прямые раскольники,
усвоившіе его проповѣдь противъ роспоряженій патріарха и дружившіе
съ Аввакумомъ. Они не забывали сосланнаго. Его вѣрное духовное чадо
протопопъ Аввакумъ, будучи ужъ подъ стражей, пишетъ Неронову письмо,
сравниваетъ его съ ап. Павломъ, вспоминаетъ его слезы, и радости, и
нелицемѣрную вѣру. Онъ описываетъ Неронову свои злоключенія, судьбу
ихъ „братства"—протопоповъ, недавно столь вліятельныхъ, теперь осу¬
жденныхъ и расточенныхъ, и положеніе осиротѣлой семьи Казанскаго прото¬
попа. И Нероновъ писалъ Аввакуму2). Сохранилось два Посланія къ
Ивану Неронову отъ его духовныхъ дѣтей—бояръ Плещеевыхъ. Первое
писано однимъ Андреемъ, который, какъ узнаемъ изъ другого источника,
былъ въ дружественныхъ отношеніяхъ съ Аввакумомъ3); второе отъ чет¬
верыхъ—Савина, Григорія, Андрея и Герасима4). Посланія написаны въ
высшей степени почтительно. Духовныя дѣти просятъ благословенія отъ
своего отца и пастыря, бьютъ челомъ, припадая къ его честнымъ ногамъ.
Нероновъ называется здѣсь „вышеестественнымъ, равноангельнымъ, крѣп¬
кимъ поборникомъ по истинѣ и по церкви Христовой въ послѣднемъ семъ
и лютомъ времени, храбрымъ воиномъ Христовымъ, новымъ исповѣдни¬
комъ, страдальцемъ, святымъ страстотерпцемъ". Оба Посланія принадле¬
жатъ къ раннѣйшимъ произведеніямъ раскольничьей письменности (1654—
55 г.) и отражаютъ старообрядческую доктрину въ самой первой стадіи ея
развитія. Въ первомъ перечисляются только слѣдующіе „нововведенные дог¬
маты" : „непоклопническаяересь", т.-е. извѣстное распоряженіе патр.Никона
о поклонахъ на великопостной молитвѣ Ефрема Сирина и—„во исповѣ¬
даніи вѣры не исповѣдывати Духа Святаго истиннымъ", т-е. постановленіе
собора (мартъ 1655 г.) объ исключеніи изъ восьмого члена символа вѣры
слова „истиннаго". Въ этихъ „новшествахъа Андрей Плещеевъ видитъ
исполненіе пророчества „Книги о вѣрѣа объ отпаденіи церкви къ Римскому
костелу, чего онъ ожидаетъ въ 1666 году. Проповѣдникомъ и настав¬
никомъ ересей признается Арсеній грекъ, „соблазнившійся въ Латынѣа.
Во второмъ Посланіи указаны тѣ ж.е „ереси", только сосредочивается
больше вниманія на исповѣданіи Духа Святаго истиннымъ—на защитѣ
стараго чтенія символа. Здѣсь настойчивѣе указывается и приближеніе
царства антихриста. Все это доказываетъ, что нѣкоторыя духовныя дѣти
Неройова раздѣляли его взглядъ на современныя распоряженія власти. А
сличеніе Посланій Плещеевыхъ съ писаніями самого Неройова даетъ знать,
что они пользуются его терминологіей—„непоклошшческая ересьа5), по- г) I, 32—33. ' 2) I 20-26. 3) Посланіе Андреи Плещеева къ Аввакуму. Пр. Соб. 1858, И, 591. 4) Посланія изданы проф. Бороздинымъ, Протопопъ Аввакумъ2, прилож., 4—6.
Ихъ полное заглавіе „Списокъ съ отписокъ дѣтей духовныхъ отца Іоанна: Савина, Гри¬
горія, Андрея, Герасима Плещеевыхъ, ихже писаша отъ жалости ко отцу Іоанну въ Ка¬
менскій монастырь, слово въ словои. 5) I, 55; ср. 54, 76 87—80 106.