Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
206 ГЛ. VII. РУССКІЕ ДУХОВНИКИ И РАСКОЛЪ СТАРООБРЯДСТВА. Совершенно естественно, что первые расколоучители священники,
возбуждая въ народѣ противленіе реформѣ патр- Никона, дѣйствовали
прежде всего на духовныхъ дѣтей своихъ, начинали именно съ ихъ и имѣли
успѣхъ. Это можно замѣтить на дѣятельности перваго врага Никона про¬
топопа Казанскаго собора Ивана Неронова, при самомъ зарожденіи рас¬
кола старообрядства. Когда Нероновъ въ 1653 г. былъ сосланъ въ Спасо-
Каменскій монастырь, при Казанскомъ соборѣ остался въ качествѣ вре¬
меннаго священника его единомышленникъ протоновъ Аввакумъ, кстати
сказать, бывшій въ то время духовнымъ сыномъ ІІеронова1). Аввакумъ
провожалъ Неронова въ ссылку2). Воротившись въ Москву, онъ сталъ учить
народъ, „лишнія слова говорилъ, что и не подобаетъ говорить44, т.-е.
высказывалъ недовольство современными распоряженіями церковной вла¬
сти. Онъ сдѣлалъ попытку стать замѣстителемъ сосланнаго настоятеля
въ Казанскомъ соборѣ, но встрѣтилъ отпоръ со стороны соборнаго духо¬
венства, Тогда Аввакумъ пересталъ ходить въ церковь и завелъ всенощныя
на дворѣ у Ивана Неронова. Нѣсколько позднѣе Неронову въ Спасо-
Каменскій монастырь другой казанскій священникъ Иванъ Даниловъ доно¬
силъ на Аввакума: „а у насъ отъ церкви дѣтей твоихъ и иныхъ прихожанъ
отозвалъ, а иные отъ иихъ приходили нарочно позывахъ отъ церкви въ
сушило, а иной и такъ говорилъ: „въ нѣкоторое время и конюшни де
иные церкви лучше" ®. Аввакумъ, духовный сынъ Ивана ІІеронова, продол¬
жая его протестъ противъ распоряженій патр. Никона, привлекаетъ на
свою сторону духовныхъ дѣтей и прихожанъ сосланнаго протопопа. Говорили
тогда, что самочинное сборище Аввакума доходило до ста человѣкъ. Вмѣстѣ
съ протопопомъ Даніиломъ костромскимъ онъ подалъ челобитную государю
за Ивана Неронова, и подъ ней подписались сочувствовавшія послѣднему
лица. Между тѣмъ Иванъ Даниловъ донесъ на Аввакума патріарху. Стрѣльцы
окружили его молельню во время всенощной и арестовали 33 человѣка
вмѣстѣ съ нимъ. Ихъ всѣхъ отлучили временно отъ церкви, а вмѣстѣ съ
ними и лицъ, подписавшихся подъ челобитной, такъ что всего набралось
болѣе 46 человѣкъ3). Сослали и Аввакума въ Сибирь. Но въ приходѣ Ка¬
занскаго собора и среди духовныхъ дѣтей Неронова высказывалось откры¬
тое недовольство этими расправами. Какая-то Анна Михайловна прямо отка¬
залась давать кормы казанскимъ соборянамъ, упрекая ихъ за ссылку Неронова:
„и впредь-де не будетъ вамъ ничего, молилися-де, да вымолили Ивана Неро¬
нова вонъ “. Другіе перестали ходить въ церковь. Тотъ*' же священникъ
Иванъ Даниловъ писалъ Неронову: „а прихожане овіи ходятъ (къ служ¬ г) V, 17. и А мнѣ отецъ духовный былъ, говоритъ .о Нероновѣ Аввакумъ въ сво¬
емъ Житіи; я у него все и жилъ въ церкви: егда куда отлучится, ино вѣдаю церковь*4.
I, 26: Аввакумъ жилъ у Неронова съ семьей. 2) I, 30. О проводахъ Неронова: 1, 282. 3) I, 28—31. Такъ понимаетъ текстъ письма Ивана Данилова преопв. Макарій, Исто¬ рія, XII, 133, и это, кажется, правильно. ТІроф. Бороздинъ считаетъ 40 чел, подписав¬
шимися подъ челобитной и кромѣ того 33 человѣка, пойманныхъ съ Аввакумомъ. По
Виногр. Росс,—80 человѣкъ. Протопопъ Аввакумъ 2, 139.