Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
204 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. отвѣтъ дадите на страшномъ судѣ Христовомъ" х). Въ этихъ царскихъ
распоряженіяхъ относительно приказа и войска надо видѣть первую попытку
сдѣлать ежегодное говѣнье непремѣнной обязанностью каждаго человѣка,
состоящаго на государственной и государевой службѣ, каковое положеніе
существуетъ и теперь въ нашемъ дѣйствующемъ законодательствѣ. Вслѣдъ за государемъ и церковныя власти XVII ст. издаютъ подоб¬
ныя же распоряженія, обращаясь къ мѣрамъ принужденія ослушниковъ. Въ
1646 г. патріархъ Іосифъ разослалъ окружный приказъ духовному чину
о соблюденіи поста и обязательномъ говѣньѣ: „А дѣтей бы своихъ духов¬
ныхъ отцы духовные, и церковниковъ, и всѣхъ православныхъ христіанъ
въ сей великій спасенный постъ призывали къ покаянію во вся недѣли,
а безъ покаянія ни едина-бъ душа христіанская не была". Дѣла о него-
вѣвшихъ и неимѣвшихъ духовниковъ разсматривались въ патріаршемъ
Разрядѣ4). Подобное распоряженіе издано было и по Новгородской епар¬
хіи, причемъ объ ослушникахъ приказано было „ішсати въ великій Новго¬
родъ, и имъ за то быти въ жестокомъ наказаньѣ и въ ссылкѣ въ
монастыри подъ началъ". Имѣло мѣсто такое распоряженіе и въ
Устюжской епархіи3). Возникновеніе раскола старообрядства особенно усиливаетъ заботы и
церковнаго и гражданскаго правительствъ объ обязательности ежегоднаго
говѣнья для всѣхъ христіанъ, потому что однимъ изъ главныхъ признаковъ
принадлежности человѣка къ расколу было нехожденіе его на исповѣдь,
а главнымъ средствомъ вліянія на народъ въ отвращеніи его отъ раскола
считали въ то время исповѣдь и исправное говѣнье, конечно, потому, что
учительность и религіозно-нравственное воздѣйствіе нашего духовенства
на народъ были связаны въ древности почти исключительно съ покаянной
дисциплиной. Какъ вели себя въ эпоху возникновенія раскола старо¬
обрядства наши духовники, насколько они помогли церкви въ борьбѣ съ
противниками, рѣчь объ этомъ будетъ сейчасъ. 1 2 31) Соловьевъ, Исторія, III, 749; И, 1661. 2) А. Э. 'IV, Дз№ 321, 155, стр. 481—482 и 206. Временникъ О. И. и Др. Р. XI,
31. Уставная грамота иатр. Адріана, ст. 9. 3) А. 3. ПГ, № 334, стр.’ 498. А. Ю. № 349, ПТ. . .