Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. I. ОРГАНИЗАЦІЯ ДУХОВНИЧЕСТВА ВЪ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 15 Поставляя духовника, епископъ давалъ ему не только право на испо¬
вѣдь, но и опредѣленный округъ приходовъ. „Въ Греціи дѣло духовниче-
ства организовано или устроено такимъ образомъ, пишетъ Голубинскій,
что всѣ приходы жаждой епархіи раздѣляются на большіе или меньшіе
духовническіе округа,—что въ каждый округъ назначается въ духовники
іеромонахъ, который постоянно живетъ при одной изъ церквей округа,—
что въ посты или вообще во времена, назначенныя для исповѣди, онъ
объѣзжаетъ всѣ селенія округа и принимаетъ желающихъ на исповѣдь.
Есть основанія полагать, что такъ это съ древняго времени“1). Впрочемъ
существованіе духовническихъ округовъ едва ли стѣсняло вѣрующихъ.
Покаяніе по традиціи признавалось свободнымъ дѣломъ каждаго христіанина,
который и могъ выбирать себѣ духовнаго отца по мысли и желанію2). Итакъ въ греческой церкви духовниками были обычно лица, имѣющія
монашеское постриженіе, пресвитерскій санъ и спеціальное порученіе на
исповѣдь отъ епископа. Изъ Греціи духовничество переходитъ въ церкви южныхъ славянъ.
Нѣкоторыя перемѣны въ немъ были совершенной необходимостью, чтобы
институтъ этотъ нашелъ приложеніе къ церковной жизни только что
крещенныхъ народовъ. И прежде всего среди послѣднихъ не было еще
многочисленнаго монашества,—контингента лицъ на должность духовника;
пришлось по неволѣ обратиться къ бѣлымъ приходскимъ священникамъ.
Такъ мысль Вальсамона, что право вязать и рѣшитъ связано съ священ¬
нымъ саномъ и независимо отъ монашества, и его попытка создать
духовниковъ изъ бѣлыхъ священниковъ, нашли свое осуществленіе въ
славянскихъ церквахъ. Когда распространилось тамъ монашество, много
духовниковъ стали доставлять монастыри. Появились и крайности мона¬
шеской покаянной дисциплины. Имѣется свидѣтельство объ исповѣди у
простыхъ старцевъ: въ Уставѣ св. Саввы Хиландарскому монастырю гово¬
рится, что когда умножится братство обители, и игуменъ будетъ не въ
состояніи принимать всѣхъ на исповѣдь, „то да изберетъ отъ ерей или
оть нѣкихь благоговѣйныхъ братій и благословить имь немоштныхь и
неразумныхъ пріинати помышленія413). Но право на исповѣдь, полученное
бѣлыми священниками, никогда уясе потомъ не терялось ими. Вотъ важная отъ архіерея, еже пріимати чада, не смѣю се створито". Ном. Кот., ст. 79. Славин, пере¬
водъ въ Сборникѣ XVI в. Воюк, Б-ки №511, лл. 28 об.—29. Ср. л.ілмазоеъ, II, 342. х) Исторія, I, 22, 4 42. Павловъ такъ выражается о современномъ положеніи
духовничества въ Греціи: „Извѣстно, что въ греческой церкви духовниками обыкновенно
бываютъ не мірскіе приходскіе священники, а безприходные іеромонахи, получающіе
на свою должность особую архіерейскую грамоту (§ѵтаХтт^рюѵ)а. Номок. при Больш.
Требникѣ2, 86. 2) См. Номок. Кот., 196. Текстъ статьи приводится ниже. 3) Гласишь Српског Ученоъ Дрртства, XX, 173. Уставъ св. Саввы стоить въ
зависимости отъ Устава Евергетвдскаго монастыря (1048). Проф. А. А. Дмитрквскт,
Та тітх&, I, 622: .. лгротрёгсоіѵ хаі біс аѵ робХоіто т<бѵ іереюѵ те хаі 8іах6-
Уй>ѵ, йхі $ё хаі ткк тгёѵ еоХареатёрюѵ ѢЬеІут, тт гсХеібѵюѵ хаі ауроіхотёршѵ
то»? Хоуісціоос бё/еадас.