Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 203 вѣстнымъ авторомъ, написавшимъ „Бесѣду Валаамскихъ чудотворцевъ^.
Ойъ проектируетъ: „Вездѣ уставити царю своею царскою смиренною и
всегодною грозою, чтобы покаятися и говѣти по вся годы всякому вездѣ
мужеску полу и женъску отъ двоюнадесяти лѣтъ; о томъ царю самому
крѣпко и крѣпко печися паствы своея о спасеніи міра всего, о всегод¬
номъ посту всегЪдными прямыми постными людьми во благоденство
всего міра... Добре распросити царю самому о всеѵоднемъ посту и о каяніи
міра всего и про всякое дѣло міра всего"1). Дѣйствительно, столѣтіе
спустя, русское правительство, озабочивался искорененіемъ безпорядка
неговѣнія, приходитъ на помощь церкви. ІУЙры начинаются при царѣ
Алексѣѣ Михайловичѣ. Выше приводились/ выдержки изъ его грамотъ въ
Свіяжскъ и Новгородъ, которыя упоминаютъ о христіанахъ, неимѣвгаихъ
духовныхъ- отцовъ; онѣ настаиваютъ на искорененіи этого безпорядка,
обнаруживая въ составителѣ хорошее знаніе церковныхъ уставовъ. „А бу¬
детъ человѣкъ который православныя'христіанскія вѣры не пріидетъ на
покаяніе въ годъ въ который постъ, паче же въ великій, той нѣсть до¬
стоинъ нареіцися истиннымъ христіаниномъ, но всуе карицаеть себя свя¬
тымъ имяиемъ христіяииномъ... И святые Отцы іереемъ Христовымъ запо¬
вѣдала не Припяти у таковыхъ никакого приношенія въ церкви Божіи,
не повелѣша входити въ церковь Божію,—таковымъ возбраниша: недо-
стойни бо суть входа церковнаго, яко иновѣрцы, не кающійся грѣховъ
никогда; злѣ душами своими погибаютъ, во многихъ грѣсѣхъ безъ покая¬
нія живутъ На ослушниковъ указа предписывается доносить въ мона¬
стырскій приказъ, и имъ грозитъ „опала безъ всякія пощады" 3). Извѣстны
отъ царя Алексѣя и другія распоряженія. Въ 1659 году было разослано
по приказамъ повелѣиіе—дьякамъ, подьячимъ, дѣтямъ боярскимъ и всякаго
чина людямъ говѣть на страстной недѣлѣ. Отъ воеводъ царь требовалъ,
чтобы тѣ понуждали ратныхъ людей въ походахъ исповѣдываться и при¬
чащаться. Отправляя въ польскій походъ свое войско, царь обратился къ
воеводѣ князю Трубецкому и его товарищамъ съ рѣчью „Князь Алексѣй су
съ товарищи! Если дастъ Богъ здоровья вамъ, и станете на указномъ
мѣстѣ, то, пересмотри нашихъ ратныхъ людей, скажите имъ нашъ указъ:
на первой недѣлѣ Петрова поста всѣмъ обновиться святымъ покаяніемъ
и воспріятіемъ Тѣла и Крови Господни. Вѣдаете и сами: аще христіанинъ
три лѣта не причастится, нѣсть христіанинъ. Второе вамъ приказываю:
если и въ походахъ будете, не оставьте сей евангельской заповѣди, елико
сила ваша можетъ... Аще сію Христову заповѣдь сохраните и обновитеся
святымъ покаяніемъ и пріобщитеся безсмертной трапезѣ, то дерзостно
реку вамъ: ей, ополчится ангелъ Господень окрестъ полка вашего. Третье
приказываю вамъ: непослушниковъ и силою приводить къ святому покая¬
нію. Полагаю весь полкъ нашъ на васъ, боярахъ и воеводахъ; если хоть
одинъ человѣкъ нерадѣніемъ вашимъ не обновится покаяніемъ, то вы * 2г) Лѣтоп. зап. Археоір. Коми., X в., 24—25, 30—31. 2) А. Э. IV, № 115, стр. 160.