Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
202 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА, достоитъ надъ нимъ служати ни приноса за него нести, понеже не ис¬
полнилъ закона Божія и вѣры крестьянскія" *); > Конечно, низшее духовенство не оставалось совсѣмъ глухо къ этому
и подобнымъ требованіямъ высшей іерархіи. Встрѣчаемъ нѣсколько указаній
на его борьбу съ безпорядками и равнодушіемъ въ дѣлѣ исповѣди. Но эта
борьба была мало успѣшна: упорные недароимцы „лаяли" своихъ духов¬
ныхъ отцовъ или даже били ихъ. Неизвѣстный авторъ „Бесѣды Валаамскихъ
чудотворцовъ" (пол. XVI в.) настаиваетъ, между прочимъ, на томъ,
чтобы царская власть на всероссійскомъ земскомъ соборѣ обратила еже¬
годное говѣнье въ обязательный законъ для народа, потому что „въ воляхъ
своихъ не каются по вся годы, ниже послушаютъ поповъ, для того отъ
мѣста откажутъ, слабости своея ради посмѣются попомъ. Мнози начнутъ
глаголати сіе: „мзды ради попы глаголютъ въ міръ, что покаятися и го-
вѣти по вся годы вездѣ всякому православному христіанину"а 3). Харак¬
терно, что въ пастырской проповѣди исправнаго говѣнья вѣрующіе видѣли
только проявленіе экономическаго интереса, мздоимства со стороны
нашего духовенства. Архіеп, Макарій Новгородскій писалъ (1542) во
Псковъ: „Да били мнѣ челомъ старосты шти-соборскіе, игумены, и священ-
но-иноки, и священники, что деи они, по моему наказу, поучаютъ дѣтей
своихъ духовныхъ, а они деи ихъ не слушаютъ да съ мірскими людьми
и игуменовъ, и священно-иноковъ, и священниковъ отъ церквей безъ моего
вѣдома отсылаютъ; и азъ приказалъ намѣстнику своему того беречь на¬
крѣпко, чтобъ безъ моего вѣдома отъ церквей игуменовъ, и священно-
иноковъ, и діаконовъ не отсылали, а иныхъ не поряживали"1 2 3). Въ полов.
XVII ст. дошло до свѣдѣнія царя Алексѣя, что въ Сибири многіе пра¬
вославные христіане уклоняются „къ бѣсовскимъ прелестямъ и къ пьян¬
ству, а отцовъ духовныхъ, приходскихъ священниковъ и учительныхъ
людей наказанія не слушаютъ, а за наказанье отцомъ духовнымъ, попомъ
приходскимъ й учительнымъ людямъ поруганіе, и укоризну, и. безчестіе, и
налогъ дѣваютъ"4). Отсюда можно видѣть, что безуспѣшность наставленій
духовенства объ обязательности ежегодной исповѣди и причастія проис¬
ходила'-въ значительной мѣрѣ отъ того, что приходское духовенство за¬
вися л о оТІ мірянъ въ матеріальномъ отношеніи. Прихожане смѣялись
надъ священниками и въ проповѣди ежегоднаго говѣнья усматривали
попытку со стороны пастырей отрыть новый источникъ дохода; наиболѣе
настойчивыхъ пастырей выгоняли изъ своихъ приходовъ или притѣсняли
налогами. Такъ какъ прещенія церкви не оказывали замѣтнаго вліянія на народъ,
то возникла мысль наказывать неговѣющихъ христіанъ градскими казнями,
Мысль эта высказывается впервые, кажется, въ полов. XVI стоя, йенъ 1) Вел. Ц.-Минек, 8 в., 1978. Цвѣтникъ ХУІ в. Могк. Сшъ Б-ки № 326 (687 ), л 78 об. 2) Лѣтон. занят. Археогр, Коми., X в., 25. :і) Евгеній, Исторія княжества Псковскаго, П, 84—85. 4) А. И. ХУ, № 35. Ср. Иванова, Оиис. Госуд. Архива стар. Дѣлъ, 297.