Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
200 глгѴІ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. этимъ христіанамъ не хотѣлось ходить въ церковь, воздерживаться отъ
женъ и пропускать пиры, а такъ какъ эти нарушенія устава вскорѣ
послѣ пріобщенія св. Таинъ наказывались продолжительной епитиміей, то
нѣкоторые, чтобы избѣжать грѣха, предпочитали послѣ исповѣди не
пріобщаться1). И такое явленіе было довольно распространенно. Древ¬
нее поученіе, надписанное именемъ митрополита Петра, вооружается
противъ вѣрующихъ, которыхъ оно называетъ „недароимцами", т.-е. не
принимающими св. Даровъ, не причащающимися, и обличаетъ ихъ за
пьянство и пиры великимъ постомъ2). Хорошій примѣръ „недароимца"
представляетъ пудожскій старообрядецъ конца XVII в. Ѳедосѣйко. У него
одинъ за другимъ было нѣсколько духовниковъ: къ нимъ Ѳедосѣйко ходилъ
на исповѣдь, яа св. Христовыхъ Таинъ не причащался и отъ рожденія
своего"3). Такіе недароимцы встрѣчались и въ XVIII вѣкѣ4). Въ этомъ случаѣ
безпорядокъ происходилъ не отъ одной небрежности, но и отъ своебразнаго
уваженія къ христіанской святынѣ и отъ боязни строгаго церковнаго наказа¬
нія за недостойное пріобщеніе св. Таинъ. Въ подобномъ настроеніи нѣкото¬
рые изъ древне-русскихъ христіанъ не ходили и на исповѣдь. Въ одномъ
Словѣ разсказывается о вѣрующихъ, которые „многажды кающеся о грѣ-
сѣхъ, и паки тожъ творятъ, и во отчаяніе приходятъ, мнятъ бо: весь трудъ
тѣмъ погубили^ Въ такомъ настроеніи человѣкъ говорилъ: „уже мя не
пріиметъ Богъ" и продолжалъ жить, не очищаясь отъ грѣховъ. Митр. Іона
увѣщаетъ новгородцевъ: „И добро есть, чада моя, послушати Божествен-
наго писанія и къ покаянію со тщаніемъ притещи скоро, а не пре-
слушати, ни отчаатися"Б). Итакъ, отказываясь отъ исповѣди и пріобщенія, древне-русскіе хри¬
стіане поступали рѣдко по теоретическимъ основаніямъ, какъ еретики и
вольнодумцы, иногда отъ малодушія "и боязни епитиміи („недароимцы"),
но всего чаще это происходило отъ непониманія обязательности говѣнья г) Измарагдъ XVI в. Б-ки Моск. Дух. Акад. № 46, ля. 149—150. Слово Іоанна
Зл. о причастіи Тѣла и Крови Господни. 2) Памяти, стар. р. литер., IV, 187. 3) А. И. V, № 223, стр. 391. 4) Объ этомъ свидѣтельствуетъ Симонъ, еп. Костромской, въ своемъ увѣщаніи
жителямъ Галича 1771 г., изъ которыхъ многіе только исиовѣдывались, но не пріобщались,
говоря, что они недостойны трапезы Господней. Хр. Ж Лопаревъ, Онис. рукоп. Общ
Люб. Др. Письм. II, 300. Въ 1725 г. въ Астрахани оказалось 1293 человѣка, бывшихъ на
исповѣди, но непричащатаіихся рядъ лѣтъ или никогда, какъ писалъ мѣстный епископъ. П.
С. И. и Р. V, № 1597, стр. 130—131. — Одинъ священникъ Владимірской епархіи передавалъ
намъ, что среди крестьянъ есть убѣжденіе, будто причащеніе дѣйствуетъ въ человѣкѣ шесть
недѣль, посему и грѣшно осквернять себя невоздержаніемъ въ продолженіе этого времени.
Оттого, между прочимъ, и говѣютъ больше на первой недѣлѣ поста, чтобы не пришлось
ограничивать себя въ мясоѣдъ; оттого говѣющіе на послѣднихъ недѣляхъ поста, случается,
исповѣдовавшись, не пріобщаются но тѣмъ же соображеніямъ, что и древніе „недароимцы1*.
Встрѣчается такой исповѣдной вопросъ: „Или Дары святые взялъ и не стерпѣлъ
до конца говѣнья?** Алмазовъ, ІП, 152. Очевидно, указанное воззрѣніе воспитало
изстари. Ср. И. Ж-ва, „Шесть недѣль**. Влад. Епарх. Вѣдом. 1884 г., № 6, стр. 178—177. 5) Измарагдъ XVI в. Моск. Дух. Акад. М 46, дл, 128 об.—129. Р. И. Б. VI, 553.