Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
198 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА" нимъ на исповѣдь, но не причащались. Какъ намъ уже извѣстно, въ древней
Руси была предоставлена свобода каждому вѣрующему въ выборѣ духовника
себѣ, и многіе пользовались этой свободой, чтобы жить такъ, безъ духовника.
Въ древнѣйшее время къ этому разряду принадлежали язычествующіе христі¬
ане1)- Такіе неисправные христіане ставили въ затрудненіе духовенство,
когда за ними приходила смерть. Исповѣдовать и пріобщать, вообще напут¬
ствовать умирающаго, потомъ хоронить умершаго и давать ему разрѣшитель¬
ную молитву долженъ былъ духовный отецъ его. Но такового здѣсь не оказы¬
валось, и въ этомъ заключалось затрудненіе. По разъясненію іерарховъ, все
это долженъ исправитъ посторонній священникъ—„инъ попъ". Если у умер¬
шаго было какое-нибудь наслѣдство, оно раздавалось въ видѣ милостыни по
душѣ2 3). Митр. Фотій упоминаетъ о такихъ людяхъ, „которіи живутъ безъ
покаянія и отца духовнаго не держатьНо не только мірскіе люди были
повинны въ этомъ. Около того же времени монахи псковскаго Снѣтогорскаго
монастыря вели себя такъ: „духовника не держать, а у игумена и у стар¬
цевъ не въ послушаніи443). Отъ XVII вѣка имѣются подобныя свидѣтель¬
ства самого царя Алексѣя Михайловича. Въ грамотѣ, посланной въ
Свіяжскъ (1650), онъ пишетъ: „Вѣдомо намъ, что въ городахъ и селахъ
и деревняхъ христіане живутъ безъ отцовъ духовныхъ, многіе и помираютъ
безъ покаянія, а о томъ ни мало не радѣютъ, чтобъ имъ исповѣдать грѣхи
своя, и Тѣлу и Крови Господней причащатися". Въ Новгородѣ, по сви¬
дѣтельству другой грамоты того же государя, „разныхъ всякихъ чиновъ
люди" всегда пребывали безъ покаянія, „николи не имѣли духовныхъ
отцовъ", нѣкоторые изъ нихъ доживали до старости—„въ тридесять и въ
четыредесятъ и въ пятьдесятъ и выше, а иные долготерпѣніемъ Божіимъ
и до старости дошли"—и озабочивались исповѣдью только передъ смертно4).
Посошковъ, стоявшій на грани древняго и новаго періодовъ нашей исто¬
ріи, описываетъ то же самое явленіе: есть простые люди, живущіе не въ
расколѣ, „а отцовъ духовныхъ не имѣютъ отъ простоты своея", „без¬
хитростно". И это встрѣчалось не на окрайнахъ русской земли, а около самой
Москвы. „Я истинно таковыхъ стариковъ много и при Москвѣ видалъ,
пишете онъ, что лѣтъ 60 и больше житія своего имѣютъ, а у отцовъ
духовныхъ на исповѣди не бывали, не ради раскольничества, но ради
неионужденія пресвитерскаго. Такой у нихъ обычай былъ, что, не соста-
рѣвся, деревенскіе мужики на исновѣдъ не хаживали. И тако иніи, и не
доживъ до старости, и умирали41. У такихъ неисправныхъ христіанъ были
особыя соображенія, которыми они оправдывали свое уклоненіе отъ испо¬
вѣди. По сообщенію Посошкова, они говорили: „якобы вящшій то грѣхъ,
еже аще кто, покаявся, паки въ той же грѣхъ впадетъ^ и того ради гла- *) Ср. А. Э. I, Ін 358 (1593 г.), стр. 437: новокрещенные татары „отцовъ духов¬
ныхъ не имѣютъ". 2) Кирика, ст. 52. Р. И. Б. VI, 251. По 263 ст. Котех Номок., за умершаго
безъ духовнаго отца должны быть отслужены 24 умилостивительныхъ литургіи. 3) Р- И. Б. VI, 409—410; 389-390. 4) П. С. Зав. 47, стр. .246; А. Э. IV, № 115 (1660 г.).