Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 197 хцались простымъ хлѣбомъ—„торговыми колачами*, преломляя ихъ за своими
столами на трапезахъ. Косой отрицалъ и духовннчество: „не подобаетъ повино-
ватися властемь и попомъа... повелѣвалъ „на земли отца себѣ не именовати*1). Но всѣ эти лжеученія не захватывали большинства русскихъ людей,
и неисправное говѣнье ихъ было скорѣе плодомъ недостаточнаго религіоз¬
наго развитія. Правило митрополита Іоанна II, какъ говорилось ранѣе,
описываетъ язычествующихъ христіанъ, никогда неговѣвшихъ. „Поученіе
правыя вѣры душеполезно*, памятникъ глубокой древности, настойчиво
проводитъ мысль, что покаяніе обязательный долгъ каждаго христіанина.
„Аще ли тако не покаявтеся умрутъ, то лучше ся быща не родили*.
Хозяевъ семействъ проповѣдникъ убѣждаетъ говѣть самихъ и водить на
исповѣдь дѣтей и рабовъ. Ясно, что въ это время говѣли неисправно2).
Кирикъ, новгородскій духовникъ половины XII вѣка, не зналъ, что дѣлать
съ человѣкомъ, который вовсе не бываетъ на исповѣди, потомъ разболится
на смерть и захочетъ покаяться, и спрашивалъ объ эѣомъ своего владыку
Нифонта3 4). Герберштейнъ (иач. XVI в.) разсказываетъ, что простые люди
на Руси часто не ходили на исповѣдь по предразсудку. „Хотя исповѣдь
и полагается по ихъ уставу, однако простой народъ думаетъ, что это дѣло
князей и что она преимущественно приличествуетъ знатнымъ господамъ
и болѣе именитымъ мужамъ а 4). Не одинъ простой народъ виновенъ былъ
въ подобномъ безпорядкѣ. „Іерейстіи жены и дѣти мнози никогда же
причащаются, еже увѣдахомъ отсюду, свидѣтельствуетъ св. Димитрій
Ростовскій; іерейстіи сыны приходятъ ставитися на мѣста отцевъ своихъ,
которыхъ егда спрашиваемъ: давно ли причащалися? многій поистшшѣ
сказуютъ, яко не помнятъ, когда причащалися. О, окаянніи іереи, пера-
дящіи о своемъ домѣ, како могутъ радѣти о святѣй церкви, домашнихъ
своихъ ко святому причащенію не приводящій*?5) Можно раздѣлить на три разряда тѣхъ христіанъ древней Руси,
которые, не отрицая принципіально покаянія, не исполняли, однако,
христіанскаго долга исповѣди и причащенія: во-первыхъ, были такіе, ко¬
торые не имѣли, или, по древне-русскому выраженію, „не держали* ду¬
ховнаго отца, во-вторыхъ—такіе, которые, хотя и имѣли духовниковъ, но
не исповѣдывались и не причащались у нихъ; третій разрядъ представляли
вѣрующіе, говѣвшіе на половину: имѣя духовныхъ отцовъ, они ходили къ *) Истины показаніе, 41—42. Калугинъ, Зиновій Отенскій, 83—34, 37—58. 2) Пономаревъ, Памятники, Ш, 23—28. 3) Кирика, ст. 63. 4) Записки о московитскихъ дЬлахъ, пер. Малеима, СПБ. 1908, стр. 60. Параллельнаго
показанія въ русскихъ источникахъ, вполнѣ и прямо подтверждающаго это любопытное и
цѣнное сообщеніе иностранца, намъ не удалось найти. Но приводимыя ниже жалобы ІХосош-
кова на то, что „не состарѣвся, деревенскіе мужики на исповѣдь не хаживали; и тако ииіи,
и не доживъ до трости, и умирали14,—отчасти подтверждаютъ наблюденіе Герберштейяа. 5) Сочиненія /?#, Димитрія Ростовскаго*, II, 596. Западно-русское духовенство обвиня¬
лось въ томъ, что „священници руеціи, нѣціи же и отъ епископовъ, ни во что же себѣ тайну по¬
каянія вмѣняютъ44, „рѣдко или николиже исповѣдаютъ грѣхи своя44, говоря: „мы иныхъ испо¬
вѣданія слухаемъ, саки же иеиовѣдатися нѣсмы должны44. Алмазовъ, И, 404.