Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 195 Приблизительно чрезъ сто лѣтъ послѣ митр. Іоанна II въ Новгородѣ
великій постъ проводился уже по другому. По свидѣтельству архіеп. Иліи,
уставъ о пищѣ имѣлъ тогда вліяніе—ѣли на первой недѣлѣ однажды въ
день, въ остальныя недѣли во вторники и четверги, противъ устава, ѣли
дважды, но съ разрѣшенія духовныхъ отцовъ. На исповѣдь являлись
далеко не всѣ1). Итакъ, постъ отражался уже на общественной жизни
вольнаго города, церковный срокъ’ нолучилъ значеніе, имѣетъ зна¬
ченіе и власть духовника, вообще церковная дисциплина сдѣлала успѣхи.
Но успѣхи эти оказывались пока слабы, такъ какъ само духовенство- не
было дисциплинировано., Въ послѣдующее время духовенство стало
значительно строже въ своихъ требованіяхъ, хотя и теперь оно, видимо,
не безъ труда проводило въ народную жизнь требованія церковнаго
устава о постѣ. Одно древнее Поученіе о постахъ неизвѣстнаго автора
ръ такихъ чертахъ описываетъ наступленіе говѣнья: вѣрующіе тяго¬
тились строгостью устава и старались проводить поста, не оставляя
„злобъ своихъони шли къ священникамъ и спрашивали: „что
намъ пить и ѣсть? сколько поклоновъ"? Священники излагаютъ имъ
правила, и требованія церкви, а вѣрующіе имъ отвѣчаютъ: „это очень
тяжело, не можемъ этоі*о перенести". Отсюда яено, что русскіе хри¬
стіане продолжали .быть нерадивыми, но они являются уже живыми
членами церкви. Признавая зависимость свою отъ церковнаго устава,
подобно новгородцамъ XII в., они просили своихъ духовниковъ только
о его ослабленіи. Но священники не были такъ податливы, какъ въ
XII ст., духовенство не уступало вѣрующимъ и было достаточно дисципли¬
нировано, чтобы проводить въ жизнь народа уставъ о говѣньяхъ. Къ какому
термину надо относить состояніе дисциплины, описанное въ Поученіи о по¬
стахъ? Изъ Постановленій Владимірскаго собора мы знаемъ, что новгородскіе
священники, вообще нетрезвые, переставали нить постами, слѣдовательно,
съ этого времени повальнаго пьянства говѣньями у нашего духовенства не
было2). Приблизительно съ того времени (коп. XIII в.) духовенство было
уже въ состояніи проводить въ народную жизнь требованія церковнаго
устава о говѣньяхъ, дисциплинировать народную массу. И оно, несомнѣнно,
это дѣлало. Въ послѣдующее время, въ періодъ іерусалимскаго устава,
наше духовенство болѣе успѣшно проводило въ жизнь народа требованія
церковной дисциплины относительно говѣній, какъ это мы видѣли выше:
оно заставляло русскаго человѣка жить великимъ постомъ полояштельно
по-монашески. Если мы поставимъ другой вопросъ: удалось ли духовенству заставить
народъ нашъ исправно говѣть, т.-е. ежегодно исповѣдываться и пріобщаться,
то рядъ показаній нашихъ источниковъ, начиная съ XI вѣка и кончая
XVII, отвѣтятъ намъ, что во всѣ періоды древне-русской церковной
исторіи не говѣли очень и очень многіе христіане. Это происходило рѣже г) Поученіе Иліи, ст. 18. 2) Р. И. Б. VI, 97-98.