Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
194 ГЛ, VI, ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. Встрѣчаемъ рядъ правилъ, осуждающихъ прощеніе безъ епитиміи.
»Нѣс(ть) прощенія грѣхомъ непріемлющимъ окитеміи; горе попамъ,
пращающимъ грѣхи на дару"1). „Аще ли который попъ безъ опитемьи
дара деля прощаетъ или причастіе безо неправы недостойнымъ даеть,
таковый попъ нѣсть учитель, но губитель, и льстецъ, и блазнителц да
пріиметь опитемью 8 лѣта за первое невидѣніе (приб. и потомъ 2 лѣта);
аще ли того не лишить(ся), да извержется сана своегоС1*). Эти вопіющія злоупотребленія древне-русскихъ духовниковъ дѣломъ
величайшей важности и отвѣтственности—руководительствомъ совѣстей вѣру¬
ющихъ и богодарованпой властью вязать и рѣшить, само собой понятно,
неблагопріятно отзывались на успѣхахъ покаянной дисциплины и прежде
всего на отправленіи вѣрующими христіанскаго долга говѣнья. По нашимъ историческимъ источникамъ можно прослѣдить, какіе
успѣхи сдѣлала покаянная дицилина въ древней Руси. Вліяніе церковной
дисциплины на общество въ этомъ отношеніи развивалось постепенно.
Памятникъ конца XI вѣка—Правило митрополита Іоанна II разсказы¬
ваетъ, что новообращенные христіане южной Руси не причащаются ни
одного раза въ годъ, что на ея окрайнахъ въ великій постъ ѣдятъ мясо
и все нечистое. Здѣсь еще незамѣтно никакого вліянія церкви на народъ,
сроки церковнаго года совершенно не касаются его, й потому русскій
митрополитъ признаетъ новообращенныхъ христіанъ чуждыми Христовой
вѣрѣ. Въ послѣдующее время подобныя явленія повторялись не разъ въ
тѣхъ краяхъ, куда христіанство только что проникало. Такъ это было,
напримѣръ, въ Вотской пятинѣ въ полов. XVI вѣка- по свидѣтель¬
ству грамоты митрополита Макарія. Въ нач. XVIII стол. „безкнижная
мордва, какъ разсказываетъ Посошковъ, въ самое воспоминаніе страстей
Христовыхъ мясо ядятъ" а). Олово св. Отецъ, к&ко крестьянокъ жити, изд. въ дѣльномъ видѣ въ Пр. Соб. 1859, I,
134, 475—476; Пономаревъ III, 39—40- Въ отрывкахъ: Архангельскій, Твор. отц. церкви
IV, 29; лротоколы Харьк. Унив. Засѣд. 1867 г., № 6, стр. 566. Очень*близкій къ приведенному
текстъ можно читать въ епископскомъ Поученіи князьямъ и всѣмъ .правосл. хр-намъ. Р.
И. Б. VI2, стб. 851—852. „Поученіе Іоанна Злат. къ подомъ11. Нач. „Помыслимъ, брауье, что
модъ изобрѣтаемъ1*... Приведя Христовы слова объ сцѣживаніи комара и пожиранье
верблюда, проповѣдникъ продолжаетъ: „Се о попѣлъ речено есть, иже, не дая опитемьи,
токмо приносу радуются и недостойнымъ причастіе дають взятія дѣля, а не къ епасешщ
вѣдый". Сборники ХѴІ'в. Волок. Б-ки № 566, л. 357; Мг 560, л, 25; № 576 л. 281 об,—
Интересно отмѣтить, что прощеніе „на дару** въ Начальной лѣтописи признается заблу¬
жденіемъ латинянъ: „пращаютъ же грѣхи на дару, еже .есть злѣе всего “. Лавр. X3, 113.
То же читаемъ въ Словѣ Ѳеодосія о вѣрѣ крестьянской и латинской: „а согрѣшаютъ,—
не отъ Бога просятъ прощенья, но пращають нопове ихъ на дару“. Учен. Зап. II Отд.
И. Ак. Н. II, 2, стр. 216 и 218; Макарій, Исторія, И3, прил. № 5, стр, 322. г) Солов. Кормч. 1493 г., л. 311 об. Тексты, XXXVIIIе, 47—50; XIII б 19,
Ср. XXXIV, 72—76. Замѣтки, § 5, о. Стоглавый соборъ предписываетъ священникамъ
наказывать содомитовъ публичной епитиміей и при этомъ замѣчаетъ: „а безо опитемеи
бы есте не прощали". Стоглавъ, изд. Субботина, 145. 2) Р. И, Б. VI, 6; Д. А. И. I, 27—28 (1534 г.); ср. № 43, стр. 59. Завѣщаніе
отеческое, 28 138.