Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 193 Духовники-потакоішики изъ стыда предъ знатными людьми и ради мзды
(„дару дѣля") даже и вовсе не налагали епитимій на грѣшниковъ и безпрепят¬
ственно допускали ихъ къ причащенію. „Согрѣшилъ, отче, каялся древне¬
русскій священникъ, давалъ причастіе недостойнымъ, и мзды ради прощая
и величества сана ради, паки стыдяся сына духовнаго, и опитиміею не
утвердилъ, ни запретилъ, но недостойнаго причащалъ и отъ причащенія
и отъ исповѣданія мзды пріимахъйх). Древне-русскія поученія съ силой
вооружаются противъ этого вопіющаго безпорядка, предаютъ проклятію
нотаковниковъ, грозя вѣчными мученіями; правила налагаютъ на нихъ
трехъ-лѣтнюю епитимію. Многочисленность свидѣтельствъ въ этомъ родѣ
говоритъ о распространенности безпорядка. Въ святительскомъ Поученіи
новопоставленному іерею (не позднѣе ХІІІ в.) говорится: „Не у стыдяся
ни убойся никакого же человѣка на грѣхъ собѣ: имъже правила не по¬
велѣваютъ, не давай причастія ни по дару, ни по страсти, ни по любви".
Въ епископскомъ Поученіи епархіальному духовенству (также не позднѣе
XIII стол.) читаемъ: „Разумѣйте, како держати дѣти духовныя: ни слабо,
да не лѣниви будутъ, ни жестоко, да не отчаються, ни дару дѣля пращающе,
ни взятья ради горько яасвакающеа. Митр. Петръ обличаетъ священни¬
ковъ: „А опитемьи, иже предали святіи Отци намъ на спасеніе, подавати
согрѣшающимъ на оцищеніе грѣховъ ихъ, а вы ихъ не даете, а
смотрите къ взятію, а они въ грѣсѣхъ пребываютъ: троеженьць и
четвероженьць, имѣющи "певѣнчалныи жены, тѣхъ не запрещаете"* 2).
Древнее Слово на соборъ архангела Михаила грозитъ осужденіемъ
и священнику-потаковнику и вѣрующему, выбравшему себѣ такого духов¬
ника: „Аще будешь исповѣдалъ отцу, отецъ же дара дѣля, стыдяся, не
положилъ ему будетъ опитемьи за ты грѣхи, рекше, на добрая дѣла не
наказалъ: на молитвы, на поклоненіе, на постъ, на милостыню, на прочая
добрая дѣтели не научилъ, ни въстягнулъ, дабы не сътворилъ зла, ни
съгрѣшилъ; то такового грѣси не заглажены обрѣтаются въ свитцѣхъбѣ-
совьскыхъ, но всѣ ясно съ памятью исписаны; то оба таковая пріимета
бесконечную муку, понеже онъ, вѣдая грѣхи его, не положилъ ему опи-
теміи за то, а сій, вѣдаючи, изиска себѣ потаковника и нокаяся у тако¬
вого, и оба осудитася"3). х) Алмазовъ, ІИ, 233, 235; ср. I, 425. 2) Р. И. Б. VI, 106, Ш, 161. 3) Калайдовичъ, Паи. росс. слов. XII в., стр. 97—98^ Розовъ, Пт. Общ. Ист. и Др.
1847, № 8, стр. 10—11. Объ этомъ словѣ см. Макарія, Исторія, т. V (изд. 1886), при-
дож. №ІѴ, особенно стр. 412—413. „Слово св. Отецъ, како жити крестьянокъ Нач. „Нынѣ,
любиміи, ученія слышите*». „Аще отецъ противу грѣхомъ олитимію дастъ, сотвори то и
потомъ на добро спѣй, таже прнчаститися достоитъ; аще ли не тако, то горе дающему
и пріемлющему Тѣло и Кровь Христову, лютъ судъ приметъ"... „Кождо іерѣйство держитъ,
дабы тѣмъ кормитися, а не печалуютъ о духовныхъ, чтобы нріати мзда вѣчнаго живота
и не глаголетъ праведнаго ученія, имъже спастися, но паче гладитъ и лащитъ (льститъ)
и дару ради безъ опитемьи прощаетъ, чрева ради все творитъ и глаголетъ, дабы
не отпасти временныя чести. Того ради учители лишше осудятоя аки блазнители".