Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
І92 гл. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ дѣятельность духовника. частности, замѣстительство въ несеніи епитиміи, ея раздѣленіе, наемъ,
служеніе литургій за епитимію—все это, безспорно, отмѣчено характеромъ
юридическаго пониманія епитимій, близкаго къ пониманію католическому.
Однако все это жило не только на Западѣ, но и на Востокѣ: и источ¬
никъ для описанныхъ чертъ древне-русской покаянной дисциплины, по
крайней мѣрѣ, источникъ ближайшій, есть Востокъ, а не Западъ. Вмѣсто литургій, а можетъ быть, сверхъ литургій служился за епити¬
мію особый покаянный канонъ, нечасто встрѣчающійся въ рукописяхъ:
„Канонъ св. Богородици пѣваемъ за епитимію"л).—Можно предпо¬
лагать, что наши древніе духовники вмѣсто епитиміи присуждали грѣш¬
никовъ къ паломничеству въ святую землю. По крайней мѣрѣ, изъ
12 ст. Вопрошанія Кирика въ особой, болѣе поздней редакціи видно,
прежде всего, что это паломничество предпринималось обязательно съ воли
или согласія духовника. Это напоминаетъ католическую перегршіацію.
И какъ эта послѣдняя вела къ бродяжничеству и развращенію пилигри¬
мовъ, такъ и наше паломничество скоро выродилось въ бродяжничество,
губившее землю. Кирикъ не разрѣшалъ путешествія въ Іерусалимъ и на¬
шелъ одобреніе въ . Нифонтѣ; а въ особой редакціи статьи добавляется,
что, не получивъ разрѣшенія на паломничество отъ строгаго духовника,
вѣрующій, можетъ быть, покаяльникъ шелъ къ потаковнику и получалъ
его согласіе2).—Встрѣчается указаніе на то, что вмѣсто епитиміи освобо¬
ждали рабовъ,что опять таки напоминаетъ западныя пенитенціалъныя нормы3). Еще въ Греціи существовала статья съ именемъ патр. Никифора,
дозволяющая дѣлить епитимію на три части: первую на всемилостиваго
Бога, вторую на согрѣшившаго и третью на духовника - Статья эта пере¬
ходитъ въ южно- славянскіе и древне-русскіе требники и сборййки4). Ея
предписаніе, навѣрно, исполнялось на Руси, хотя и не вполнѣ точно.
Духовный отецъ отказывался отъ своей части,—не имѣется никакихъ ука¬
заній, чтобы духовники „терпѣли" епитиміи за своихъ дѣтей■ духовныхъ:
клали сотни поклоновъ, постились и т. д. Духовный сынъ получалъ свою
часть, иногда не полностью. И самая большая доля, доставалась премило¬
стивому Богу... Встрѣчаются восточные худые номоканунцы, которые,
предписывая продолжительныя епитиміи, разрѣшали въ теченіе ихъ пріоб¬
щеніе „отъ пасхи до пасхи" иди чаще, и наши древніе духовникц
слѣдовали имъ, сводя такимъ образомъ почти на нѣтъ самьтя епитиміи5). г) Слѣдов. Псалтирь XV в. собранія Е. В. Барсова Я» 2 но отдѣлу толков. Св.
Писанія, лл. 133—35. Минея Общая XV в. В-жи Моск. Дух. Акад. 16.77, л. ЗОО^ср.
л. 365. „Канонъ за епитемью съ молитвою". Лроф. Дмитріевскій, БогосдузрйІё въ
рус. церкви въ XVI в., 350. 2) Тексты, XIIа. Суворовъ, Къ вопросу о западномъ вліяніи на др.-руй-ѣраво, 55—67. 3) Тексты, XXXVI, 44 и вар. 44. Ясітіііг, І)іе ВизѳЬйсЬег, -Г, 499. 4) Рііга, Зрісііедіит еоіезшепае, IV, 414; гі. Лигіз ессіея. §г.~1Іізі;огіа еі шопит. II,
9. Яіагте, VI, 130—131; Опис. ркп. Моск. Син. Б-ки, ІИ, 1, 1'§5; Сборникъ к. XV в.
Кир.-Бѣлоз. Б-ки №9/іовб, л* 59; Сборникъ XVI в. Вол. Б-ки Д* 566, лл. 103 об.
478 об.; Требникъ XVI в. Б-ки Троиц. Лавры № 233, лл. 288 об. — 289. “) См. Тексты, II, III; Замѣтки, § 5, м, о; § 6.