Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. VI.'дисциплинарная дѣятельность духовника. 191 третье исполнялъ духовникъ вѣрующаго, конечно, за плату. Одна псалтирь
стоила 5 сребрен никовъ, литургія „ 2 динарѣ“, тетроевангеліе „ 3 переперы"1).
Правило о литургіяхъ взамѣнъ епитиміи, даже безъ обязательности поста
для грѣшника, попадаетъ въ требники, сопровождая чинъ исповѣди, также
въ кормчую книгу, и получаетъ такимъ образомъ всю видимость закон¬
ности и авторитета,2). ІІотаковішчество идетъ и дальше. Принимая на себя
служеніе литургій за епитимію, попы „поститися и покланлтися не запо¬
вѣдаютъ и отъ мяса, и отъ млека, и отъ питья не бранятъ"3). Въ нашихъ древнихъ памятникахъ нерѣдки свидѣтельства о литургіяхъ
за живыхъ. Это отчасти обѣдни за сорокоустъ, за больныхъ, отчасти литур¬
гіи за епитимію. Уже Даніилъ Паломникъ (1106—8) отслужилъ въ Па¬
лестинѣ всего 90 литургій—50 за живыхъ, 40 за умершихъ. Литургіи пѣ¬
лись имъ за князей, бояръ и простыхъ людей,—среди нихъ были дѣти ду¬
ховныя Даніила *). О Василіи Буслаевѣ былина разсказываетъ, какъ, придя
въ Іерусалимъ, въ церковь соборную, онъ „служилъ обѣдни за здравіе
матушки и за себя, Василья Буслаевича, и обѣдню съ панафидою служилъ
по родимомъ своемъ батюшкѣ и по всему роду своему; на другой день
служилъ обѣдни съ молебнами про удалыхъ добрыхъ молодцевъ, что съ
молоду бито много грабленоПротивъ этихъ службъ какъ „недостой¬
ныхъ" и сопряженныхъ съ ними поборовъ возставали стригольники5). Изслѣдователи думаютъ разно, откуда пошелъ этотъ обычай. Суворовъ
производилъ его непосредственно съ Запада, представляя, что Кирикъ могъ
узнать о немъ прямо отъ варяжскаго духовенства, жившаго въ Великомъ
.Новгородѣ. Между тѣмъ Павловъ показалъ южно-славянскій епитимейникъ,
изъ котораго Кирикъ читалъ Нифонту правило о литургіяхъ, а затѣмъ
отмѣтилъ, что и восточной, греческой церкви не чужда была мысль
о служеніи литургій какъ составной части епитиміи6). Мы склонны
думать, что мысль Суворова о непосредственномъ вліяніи католиче¬
ства на древне-русское церковное право нуждается въ доказатель¬
ствахъ; мысль о вліяніи посредственномъ чрезъ міръ южно-славян¬
скій и греческій обоснована у него тверже. Но вообще вопросъ о
слѣдахъ католическаго права въ нашемъ древнемъ правѣ нуждается въ
основательномъ, всестороннемъ и безпристрастномъ пересмотрѣ7). Въ 9 Тексты, XXX", 4—14; XXX», 25 — 30. - 2) Алмазовъ, III, 136; Тексты, XXXе. 3) Тексты, XI, 38. 4) ІІрав. Пал. Сбора., 9 выи., 140—4.1. ь) Сборникъ Кирши Данилова, изд. И. Ак. Н., 72; Р. И. Б. VI, 120—21. Ъъ Сто-
главѣ не разъ упоминаются литургіи за здравіе, но изд. Субботина, стр. 133, 198, 200, 201. в) Котел. Номок., 279, 323, 438. Номок. анонима, 28—30, 53, 54. Выписки изъ дру¬
гихъ греческихъ номоканоновъ см. у Дюканжа, Огіоззагішп дгаесае шейіагіз подъ словомъ
Хггсооруіа. Такой практики—назначать въ епитимію на ряду съ другими подвигами
покаянія и совершеніе литургій держались сами вселенскіе патріархи, напр., Матеей около
1400 г. писалъ убійцѣ, назначая ему епитимію: тсрютоѵ цеѵ хХаіе, ш\ ісроогсіігсб, хаі
ёхХисареі ігрбс ё^Хёюаіѵ, ХеітооруСае ёруаСб|іеѵос хаі ^о^йХста. Маклттічъ гь
Мюллеръ, Асіа раігіагсЬаіиз Сопзіапгіпор., II, 319. 9 Ср. Замѣтки, § 5, «.