Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
190 гл. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. рѣшительно осудилъ этотъ обычай, выгодный для богатыхъ грѣшниковъ *).
Встрѣчается правило: „Аще же богатымъ, то по грѣхамъ дай опитемью
безъ стыденіа, да съ ними (не) осудшшіся злѣ“ 2). Но духовники древней
Гуси пошли въ этомъ случаѣ, какъ и въ другихъ, не за Нифонтомъ, а за
Кирикомъ, и это былъ ихъ прямой разсчетъ. Въ нѣкоторыхъ правилахъ
такса заепитимію даже повышена съ30 литургій на 403). Въ „Указѣ ешгти7
міямъ", худомъ иомоканунцѣ русскаго происхожденія, представленъ разсчегь
за такія литургіи— обѣдня оплачивается ногатой: (=г,^0 гривны) „а лѣто жъ
(за лѣто) дасться попови 30 ногатъ, а за двѣ лѣтѣ 60 ногатъ... аще ли
будетъ мала опитимья, да подастъ понови 10 ногатъ". Въ иомоканунцѣ
стоитъ глаголъ „нанимать" въ приложеніи къ обычаю заставлять служить
за епитимію литургіи, и это даетъ знать, что служеніе литургій было
именно особымъ видомъ найма для молитвы за епитимію, о которомъ
говоритъ Заповѣдь святыхъ Отецъ. Литургіи въ Указѣ разсматриваются
лишь какъ добавленіе къ покаяннымъ подвигамъ грѣшника. Грѣшникъ
долженъ и самъ потрудиться тѣмъ тѣломъ, которымъ согрѣшилъ: если онъ
князь, бояринъ или княгиня, то долженъ „терпѣть" 6 недѣль, если свя¬
щенникъ или простой человѣкъ, то въ три раза болѣе; сверхъ того обя¬
занъ давать милостыню4). Въ случаѣ малой епитиміи священникъ или про¬
стецъ, уплативъ 10 ногатъ, постятся 10 недѣль. Любопытна здѣсь тенденція
ослабить епитимію для знатныхъ. Очевидно, описываемый обычай держался
преимущественно среди древне-русской знати, какъ подмѣчено это и Ни¬
фонтомъ, и, конечно, додерживался духовниками потаковниками. Но неиз¬
вѣстный составитель „Указа" старается прикрыть фиговымъ листомъ тек¬
стовъ срамоту корыстолюбія, поѣданія чужихъ грѣховъ: „о, горе тебѣ, сильнё,
оже тя имета два немочнаа", при чемъ подъ сильнымъ разумѣется діаволъ,
подъ двумя немощными молящіеся, 'которые и одолѣваютъ его. Статья
заканчивается словами по адресу богатыхъ грѣшниковъ: „милостивыхъ бо,.
рече, царство небесное, а не сребролюбивыхъ", т.-е.—приглашеніемъ ще¬
дрѣе расплачиваться за грѣхи. Въ западной Гуси къ литургіямъ за епити-
міто прибавляли еще чтеніе .15 псалтырей и евангелія. То, и другое, и 3 Кирика, ст. 76. 2) Тексты, XXII 0 20, прим. г. а) Тексты, XI, 38, вар. 4. ' 4) Эти жесть недѣль расписаны въ особомъ худомъ иомоканунцѣ—Заповѣдь „Уста-
виша св. Отцы“: 1-д недѣли по Крещеньи, 2-я но Вознесеньи, 3-я иродъ 24 іюля—
праздникомъ Бориса и Глѣба, 4-я н 5-л предъ Успеньевымъ днемъ, 6-и предъ Воздви¬
женьемъ. Тексты, XXIX; Замѣтки. § 32.—Въ исправленіе и дополненіе къ тому, тго
написано въ § 32, б нашихъ Замѣтокъ, считаемъ нужнымъ разъяснить здѣсь, что выра¬
женіе „къ Боришу дним съ несомнѣнностью говорить, о праздникѣ 24 іюля въ честь
мучениковъ Бориса и Глѣба, а слѣдовательно, и о русскомъ происхожденіи самой Запо¬
вѣди: за это, прежде всего, варіантъ въ Поученіи духовника къ исповѣдаю щемуеи, издан¬
номъ проф. Алмазовымъ, III, 244 асІ Гт.: „3-я в Борису и Глебу“; затѣмъ, выраженіе
„Борніиъ день" употреблялось въ древней Руси: „Дѣялось, госнодмнс, дѣтось въ Воримъ
бенъ осенней*. А. Ю. Л» 21, стр. 47. Ср. Тексты, XXXVIII; Замптки, § 81, а. Здѣсь
полагается за іодъ или два еяитнміи сухояденіе въ понедѣльникъ, среду и пятокъ четы¬
рехъ недѣль—вешней, лѣтней, осенней (въ мартѣ, іюнѣ, сентябрѣ н декабрѣ).