Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 189 ч Ѳеодоръ Студитъ относился терпимо къ обычаю „принимать кого-либо
себѣ въ сообщество для облегченія епитиміи*1). Кромѣ этой' помощи кающемуся грѣшнику со стороны близкихъ
людей изъ глубокой древности шелъ другой обычай въ отношеніи къ епи-
тиміи) который нельзя оправдать посторонними моральными соображеніями,
каковыми, напримѣръ, оправдывалъ архіеп. Нифонтъ раздѣленіе епитйміи,—
это обычай нанимать за деньги на исполненіе разныхъ епитимейиыхъ
подвиговъ—поста, поклоновъ, обычай, представляющій прямой выводъ изъ
юридическаго взгляда на епитимію. Онъ существовалъ въ Греціи и у
южныхъ славянъ. Въ Номоканонѣ Котелерія такой оригинальный наемъ
не запрещается; здѣсь предписывается только нанявшемуся точно и въ
назначенный срокъ выполнить чужую епитимію: „Если кто возьметъ деньги,
Іерей или иной кто, чтобы класть за другого поклоны, и не исполнитъ
ихъ въ назначенный срокъ, пусть кладетъ ихъ вдвое*. Есть подобное
южно-славянское правило „о постѣ и о покаяньи*. Но Заповѣдь св. Отецъ
борется съ обычаемъ поститься по найму за другого2). Мы не знаемъ древне-русскихъ извѣстій о наймѣ мірянъ исполнять
епитимію, но священники, несомнѣнно, это широко практиковали. Только
наемъ принималъ въ данномъ случаѣ нѣсколько иную форму. Священникъ,
чаще всего, конечно, самъ духовникъ, не бралъ на себя обязанности класть
покаянные поклоны за грѣшника или поститься вмѣсто него, сколько пред¬
писывалось епитимейными правилами. Онъ дѣлалъ менѣе трудное и въ
то же время небезвыгодное для себя дѣло: замѣнялъ епитимейные подвиги
служеніемъ литургій, за которыя, разумѣется, получалъ плату. Это напо¬
минаетъ денежные выкупы или редименты латинскихъ пенитенціаловъ3).
Еще Кирикъ знакомъ былъ съ статьей „Нѣкоторой Заповѣди*, южно-
славянскаго худого номоканунца XI—XII в., указывавшей пропорцію
между срокомъ епитиміи и количествомъ литургій: 10 литургій тли за 4
мѣсяца епитиміи, 20 за 8 мѣсяцевъ, 30 за цѣлый годъ. Однако Нифонта 1) Патерикъ во главамъ, гл. V, § 17, стр. 90. Мідпе Р. Ь. ПХХПІ, 877.
Ср. Смирновъ, Духовный отецъ, 86. Письмо Ѳеодора Студита къ Навкратію сыну (кн.
II, я. 40). „Можетъ ли кто-нибудь въ случаѣ собственной епитиміи по справедливости
принимать кого-либо къ себѣ въ сообщество для облегченія епитиміи? Относительно
пріобщенія—нѣть, а относительно прочаго это не запрещается. Впрочемъ въ милостыняхъ
онъ не можетъ самъ собою убавить что-нибудь изъ назначеннаго. Ибо налагающій
епитимію, конечно, знаетъ лицо, н время, и внѣшнія обстоятельства, чтобы назначить
облегченіе. Ограничить же это предѣломъ, при существующихъ случайныхъ правилахъ,
невозможно, какъ сказалъ самъ Василій Великій". Мідпе Р. О. ХСІХ, соі. 1240;
рус. и.2, П, 395. Раздѣленіе епитиміи между супругами практиковалось и въ католической
церкви, но здѣсь оно имѣло нѣсколько другой видъ. Суворовъ, Объемъ дисциѵл. суда2,
125 и прим. 2. 2) Ном. Котел., 69. Тексты, И, 21; Замптки § о, з. Ср. Тексты, VIIй,. 64.
Ср. Пенитенціадъ Беды: Еі циі сіе рзаіпиз Ьос ^ио<І зирегіиз сИхінша ітріеге поп роЬеЩ,
еіе&аі іизіит, ^щ рго іііо ітріеаі еі сіе зио ргесіо аиі ІаЬоге Ьос гейетаі. ТѴаззег-
зсЫеЬеп, І)іе Виазопіпиц^еп, 8. 230. 3) УѴавзегзсЫеЪеп, І)іе Виззогйшш&еп, 277—280, 673. 8с1тгШ, Піе ВпзяЬйсЬсг,
I, 563, 567, 572; Н, 353, 601—602, 671, 698 и др.