Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 187 они не сподобляли причастія наказанныхъ епитиміей даже при смерти1).
Такъ поступали духовники лютые и гнѣвные. Но гораздо чаще встрѣча¬
лась обратная крайность. Міряне иногда противились епитиміямъ, роптали
на ихъ тяжесть3). И духовники шишковники уступали: изъ стыда предъ
знатными дѣтьми или же ради мзды не налагали епитимій и допускали
грѣшниковъ къ таинству причащенія3). На потаковничество нашего духо¬
венства ярко указываетъ одна челобитная, поданная патріарху Іосифу.
Священники изъ „ласкосердія“ и ради погибающей чести не возстаютъ
противъ безчинствующихъ въ храмахъ, „Бога и святую его церковь не¬
брегутъ, и дѣти своя духовныя во вселѣтнее время не вопрошаютъ: како
пребываютъ и бремена заповѣдей ихъ со усердіемъ ли носяще хранятъ,
но, вмѣсто сихъ, противная видяще, молчатъ". Н такое снисходительное
отношеніе духовныхъ отцовъ къ грѣхамъ дѣтей поощряло послѣднихъ на
всякіе пороки вплоть до противоестественныхъ4 *). Изобрѣтенъ былъ цѣлый
рядъ способовъ, чтобы ослабить епитимію или свести ее на нѣтъ и при этомъ
по возможности обогатиться на счетъ грѣшника. Публичная епитимія рано перестала примѣняться въ отношеніи къ князь¬
ямъ. „Аще князь во. биитимьи будетъ, еяже дѣля внѣ столти церкви, да
дастъ милостыню и стоить въ церкви, а отъ причастія, и отъ мяса,
и отъ млека хранить опитемью3 5); Значитъ, милостыня, въ понятіе которой
входила и плата духовнику, освобождала князя отъ публичнаго элемента
епитиміи, но тайная сторона ея оставалась въ силѣ. Потомъ кромѣ князей
стали получать ослабленіе богатые и знатные люди и, наконецъ, кажется,
всякій, кто былъ въ состояніи дать за епитимію милостыню6). Въ обычаѣ было у насъ въ древности брать на себя епитимію другого,
освобождая виновнаго отъ ея выполненія. Въ 1270 г. митр. Кириллъ III,
предупреждая кровопролитіе между новгородцами и вел. кн. Ярославомъ,
писалъ, между прочимъ, въ своей увѣщательной грамотѣ въ Новгородъ:
„аже будете и крестъ цѣловали, язь за то пріиму опитемью и отвѣчаю
за то предъ Богомъ “7), Митрополитъ готовъ стать замѣстителемъ новію- х) Стр. 102. Ср. распространенное въ древности мнѣніе, что покаяніе имѣетъ дѣну
только для тѣхъ, кто совершаетъ ого на своихъ ногахъ. Тексты, XXXIV, 79—80;
ХЬѴІІ, 62—53; Алмазовъ, III, 253, 267- 2) Ркн. Моск. Сянод. Б-ки XIV'—ХУ в. № 153 (3), д. 291 об. 3) Алмазова, III, 233, 235. 4) ІІроф. И. Ѳ. Жсттеревг,, Патр. Никонъ и его противники2 *, стр. 177 — 178. ;>) Соловец. Кормъ 1493 г., л. 367; Сборникъ XVI в. Вол. Б-ки № 523, л. 152 об. к) Въ Сборникѣ Вол. Б-ен'№ 560, л. 53, статья начинается словами: „Аще книзъ
во опитемьи или боъатыпяи... Въ Дубенскомъ Сборникѣ: „Аіце кто въ оннтемьи44 * * *... 7) Новг. Я. ], стр. 294. Въ Никои. Лѣт. (П. С. Р. X X, 149) грамота изложена но другому: „аще ли будете крестнымъ целованіемъ межь себя утвердилися... и язъ то съ васъ снимаю и васъ прощаю п благословляю14. Но „вѣроятно, что распространеніе принадлежитъ самому лѣтописцуГолубижкій, Исторія, И, 1, стр. 81. Ср. I, 1 2, 549 и ирим. 2.—Соборъ русскихъ іерарховъ, разрѣшивъ Грозному четвертый бракъ: вмѣсто 6-лѣтн.ей публичной еиитиміи, присудилъ его къ 3-лѣтнеи: „взяли есмя, говоритъ соборная грамота, на себя 3 годы епитимію и на весь освященный соборъ “. А. Э. I, Лг« 284.