Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 185 проводился какъ масляница и таинство исповѣди сильно унижалось. На
епархіальномъ соборѣ великимъ постомъ 1166 г. Новгородскій архіеи.
Илія говорилъ духовенству, что вотъ пришелъ великій постъ, а въ Нов¬
городѣ пьютъ сильно .какъ всегда: говѣть не хотятъ и выпрашиваютъ по¬
слабленія. Владыка совѣтуетъ священникамъ самимъ „востягнутися отъ
питьа отинудь, тако же и отъ кормлѣ по силѣ®, воздерживаться отъ меда
и удерживать отъ него духовныхъ дѣтей своихъ1). Однако картина
эта свидѣтельствуетъ скорѣе о томъ, что дисциплина говѣній еще не успѣла
овладѣть народнымъ бытомъ. Изъ болѣе поздняго времени мы имѣемъ
показанія иностранцевъ, описывающихъ строгіе посты москвитянъ, по
крайней мѣрѣ, въ отношеніи пищи. Но и въ то время многіе слабые
христіане строго постились одну первую недѣлю четыредесятницы, а
остальныя проводили безпечно2). Бывали случаи нарушенія говѣній и
самими духовными отцами. Вотъ нѣсколько строкъ изъ поданной царю
жалобы крестьянина на своего духовника: „Да онъ же попъ (Іуда Ѳедо¬
ровъ) по многія годы, какъ придетъ великій постъ—св. четыредесятница,
и онъ попъ въ тѣ поры съѣзжаетъ изъ иашія волости на кабаки вина
куритъ и на кабакахъ у него попа проходитъ многое время, а въ тѣ поры
церковь Божія безъ пѣнія стоитъ®3)... Церковная служба правилась
безпорядочно: во святые дни святаго великаго поста... службы цер¬ ковныя священницы совершаютъ зѣло поскору, не по правиламъ, ни по
преданію святыхъ Отецъ, но по своему умышленно, и лѣностію, и нера¬
дѣніемъ великимъ изнуряютъ время постное®: „вечерни отпѣваютъ многія
попы по церквамъ до перваго часа дни на разсвѣте, а штіи и до
солнечною возходу®4). Исповѣдь совершалась небрежно. Посошковъ
свидѣтельствуетъ, что прежніе духовники имѣли обычай исповѣдывать
всѣхъ дѣтей своихъ въ одинъ день5). На исповѣди нѣкоторые ду¬
ховники вели себя непозволительно. Наши каноническіе сборники
повторяютъ предписаніе греческихъ епитимейниковъ объ исповѣди жен¬
щинъ на паперти церковной при открытыхъ дверяхъ „соблазна ради®,
запрещеніе монахамъ принимать женщинъ на исповѣдь, исключая тѣхъ
духовниковъ, которые „доспѣли въ старость цѣломудрену и благочинну®,
а также запрещеніе исповѣдывать женщинъ молодымъ духовиикамъ-бѣль-
цамъ6). Сохранилась Повѣсть о Владимірскомъ священникѣ XV—XVI в.
Тимоѳеѣ, который имѣлъ жену и дѣтей и впалъ въ прелюбодѣяніе на
исповѣди съ дѣвицей знатнаго происхожденія, а потомъ, испугавшись 2) Поученіе Иліи, 18. 2) Тексты, ХЫІІ, 13 — 16; ср. Замѣтки, § 46, б. 3) Сборникъ кн. Хи л ко на, 298—299. Челобитная Кирнла Григ. царю Ѳедору
Алексѣевичу послѣ 1677 г. 4) А. Э. III, № 264. Ср. Челобитная нижегородскихъ поповъ, Чт. О. И. и Др., кн.
201, стр. 21. 5) Сочиненія Посошвова, изд. Погодина, 311—312. й) Номок. Котея., 40—43. Солов. Кормъ 1493 г., л. 498 и об. Жмакинъ, ЗИитр,
Даніилъ, прил., 78,