Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
184 ГЛ. УІ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. въ его походѣ -на Новгородъ... Зло здѣсь заключалось не въ томъ, что по¬
добные духовники унижали свое званіе, а какъ разъ наоборотъ, что это
не унижало ихъ въ достаточной мѣрѣ въ глазахъ дѣтей и содѣйствовало
нравственному развращенію духовной семьи. Много было среди духовниковъ трапезолюбцевъ1), запойчивыхъ, рас¬
путныхъ, сребролюбивыхъ. Близкое общеніе съ дѣтьми духовными вело
нерѣдко къ тому, что духовники увлекались пирами въ домахъ дѣтей2).
Отношенія къ послѣднимъ принимали подчасъ совершенно ненормальный
характеръ. Затѣвались ссоры и драки,—духовныя дѣти „лаяли“ отца; онъ
ихъ клялъ или разсказывалъ ихъ грѣхи3). Худые духовники грѣшили
съ своими дочерьми духовными. Въ исповѣдныхъ вопросахъ женамъ гово¬
рится: „блуда со отцемъ духовнымъ не сотворила ли есиа? а священно-
инокамъ: „не палъ ли ся еси съ духовною дочерьюк?4) Мы уже знаемъ,
что съ полов. ХУII в. нашимъ монахамъ рѣшительно воспрещено было
исповѣдывать мірянъ5). И это запрещеніе нельзя понимать иначе, какъ
одну изъ безплодныхъ мѣръ противъ монашескихъ соблазновъ и иску¬
шеній... По изображенію древнихъ поученій, наши духовники больше всего
хлопотали о доходахъ, собирали -пищу, одежду, села, коней, украшенія
для женъ, не заботясь о душахъ дѣтей духовныхъ6). Принимать прино¬
шенія отъ тяжкихъ грѣшниковъ-душегубцевъ, блудниковъ и под. было за¬
прещено, но духовники брали ихъ съ радостью7). На языкѣ древнихъ
обличителей это называлось: .„ѣсть чужіе грѣхи1Іс. Такіе духовники, понятно, не могли да и не хотѣли поддерживать
покаянную дисциплину на требуемой высотѣ; они не сумѣли уберечь ея
даже отъ прямого разстройства. Впрочемъ, надо сказать, что причины
ослабленія и разртройства покаянной дисциплины много* 'глубже и шире:
это явленіе есть ■ только часть болѣе общаго факта—непорядковъ въ цер¬
ковномъ бытѣ древней Руси, какъ въ приходскомъ, такъ и монастырскомъ. Уставъ предписывалъ строго соблюдать говѣнье, чисто исповѣдывать грѣхѣ
свои. Но совершенно другой вопросъ, были ли и на дѣлѣ таковыми ис¬
повѣдь и говѣнье древней Руси; такъ ли, какъ предписывалось, относи¬
лись къ ней обѣ стороны—духовные отцы и дѣти. При невысокомъ нрав¬
ственномъ уровнѣ нашего древняго духовенства и народа поста иногда х) Тексты, XXII, 12. 2) См. выше, 69 — 70. * 3) Алмазовъ, ІИ, 233, 235; Пам. стар. рус. лит., ІУ, 186. Духовный Регла¬
ментъ4, 97. 4) Алмазовъ, ІИ, 165, 179, 183. 5) См. выше, стр. 36 — 37. 6) Поученіе св. Евсевія. Сборникъ XIV—XV в. Б-ки гр. Уварова № 1770, л, 49;
ср. Солов. Кормч. 1493 г., л. 5. 7) Р. И. Б. УІ, 107, 924.