Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Глава I. Организація духовничества въ древней Руси. Классъ духовниковъ въ греческой церкви и въ церквахъ южно-славянскихъ.—Былъ ли
на Руси отдѣльный классъ духовниковъ? Мнѣніе Голубинскаго объ этомъ и разборъ
его.—Духовничество въ древне-русскомъ монастырѣ.—Духовничество въ древне-русскомъ
приходѣ.—-Выборъ духовнаго отца вѣрующимъ.—Покаяльная семья. Тайная исповѣдь въ греческой церкви послѣ періода вселенскихъ
соборовъ находилась исключительно въ рукахъ монаховъ, такъ что бѣлое
приходское духовенство не исповѣдывало своихъ пасомыхъ й не совер¬
шало вовсе таинства покаянія. Эти монахи духовники были большею
частью лица, пресвитерскаго сана, по нашему іеромонахи. Но принимали
исповѣдь и епископы изъ монаховъ, а случалось, и простые монахи, не
имѣвшіе священнаго сана1). Это явленіе въ греческой церковной жизни * 109*) О епископахъ—совершителяхъ тайной исповѣди свидѣтельства изъ періода все¬
ленскихъ соборовъ см. въ кн. Смирнова Духовный отецъ, 277—280- Больше данныхъ
на этотъ счетъ изъ послѣдующаго времени. Въ Эпанагогѣ говорится: „Патріарху надле¬
житъ попеченіе о всѣхъ духовничеекихъ требахъ; но онъ можетъ возлагать оное и на
другихъ, кому заблагоразсудитъ поручить"... АасЬагіас а Ітдепікаі, Соііесііо ІіЬг. ^иг.
^г.-гошапі іпейііогит. Ілрзіае, 1852, р. 68 йп.. Вальсамонъ не разъ даетъ знать,
что восточные іерархи сами совершали исповѣдь вѣрующихъ: Толков. на 52 ан. пр., на
6 и на 14.7 каро. Симеонъ Солунскій приглашаетъ получившихъ епискоиское порученіе на
исповѣдь стараться объ этомъ „вмѣстѣ съ епископами". Епископы, по Симеону, вѣдали
важнѣйшіе грѣхи христіанъ. Писанія ев. отцовъ и учителей ц-ви, относящіяся къ истол-
ков. нравосл. богослуж., Н, 322, 312. Наши древніе паломники знали эту особенность
восточной церкви: Василій Гагара отправляется въ благочестивое путешествіе главнымъ
образомъ затѣмъ, чтобы „многимъ патріархомъ греческимъ о грѣсѣхъ своихъ блудныхъ
и скверныхъ покаятися". Прав. ІІал. Сборн., 33 в., 1 — 2 стр. Арсеній Сухановъ описы¬
ваетъ, какъ совершалъ исповѣдь мірянъ и иноковъ обоего пола у себя въ кельѣ патріархъ
Іерусалимскій (ПроскігаитаріЙ, Каз. 1870, 89; С. А. Бѣлокуровъ, Арсеній Сухановъ, II, 109, 180 и 203), а въ другомъ мѣстѣ замѣчаетъ, обращаясь къ грекамъ: „Патріархи
ваши и всѣ, святители (вар. патріархъ у васъ, и митрополиты, и епископы) мужей и
женъ сами исповѣдаютъ". С. А. Бѣлокуровъ, о. с., 173—174; ср. 208, ст. 17. Кстати,
въ Просвинитаріи (стр. 110) упоминается Елисей, епископъ Тифлисскій (грузинъ)—
„Рустемъ - хановой женѣ отецъ духовный".—Антиканоническое явленіе — совершеніе
исповѣди простыми монахами возникло въ Греціи по нуждѣ въ эпоху иконоборчества,
когда вся почти іерархія стояла на сторонѣ ереси, и монашество явилось оплотомъ
православія. Но продолжало существовать это явленіе долго и послѣ, до к. XII в. Суворовъ,
Объемъ дисциплинарнаго суда2, 112—115; Голубинскій, Исторія, I, 2, 442; Смирновър
Духовный отецъ, 514—328.