Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 183 ствуетъ объ этомъ и разбираемый памятникъ1); но, но его изображенію,
духовныя дѣти ходили къ своимъ отцамъ съ опредѣленной цѣлью—добиться
послабленія. „Но намъ бо аще пріидетъ постъ, чистота душамъ и тѣломъ,
прогианіе всѣмъ дѣломъ злымъ, мы бо печалуемъ, и сгорбимъ, и страдаю
творимъ говѣніе, и се помышляемъ на сердцахъ своихъ, капо преити постъ,
не хбтяще о стати злобъ своихъ: пьянства, объяденія, блужденія, непокоренія
и всего беззаконія; пути спасенаго бѣгаемъ® 2). На исповѣди каялся древне¬
русскій человѣкъ: „слабости ради моея искахъ себѣ потаковниковъ духов¬
ныхъ отцевъ, и мзду имъ давахъ, и причастіе отъ нихъ принимахъ®3).
Успокоивая совѣсть сознаніемъ своей правоты . предъ духовнымъ
отцомъ, сознаніемъ своей исправности въ исполненіи"“его предписаній,
древне-русскій человѣкъ забывалъ въ этомъ случаѣ, что уставъ церкви выше
воли духовнаго отца и что посредничество - духовника не освобождаетъ
нарушителя устава отъ нравственной отвѣтственности. Можно представить,
какое нравственное зло происходило вслѣдствіе понятаго такимъ образомъ
нравственнаго авторитета духовника. ІІотаковники ослабляли для знат¬
ныхъ людей уставы и даже прямо учили дѣтей своихъ духовныхъ „на
слабость®, ,;кк'сббъ$деніе, и. на пьянство, и на похоти тѣлесныя, и на игры®4);
и тѣ изъ дух-ов’йыхъ дѣтей, которымъ хотѣлось всего этого, ихъ слушали.
Древній проповѣдникъ говоритъ о такихъ духовникахъ. „Не обличаютъ
зло творяющихъ, нотаковницы властелемъ, иже зло творящимъ, и стыдятся
богатыхъ: слабо учатъ, дабы отъ нихъ чести и даровъ не лишитися; а пра¬
вое и святое ученіе таять®5). Припомнимъ духовника Грознаго Евстафія,
который не только не удерживалъ царя его отъ злодѣяній, но и клеве¬
талъ на святого Филиппа, обличителя Іоанна, который сопровождалъ тирана *) Пр. Соб., 149 стр. Также Сборникъ XVI и. Вол. Б-ки, Л« 566, л. 179 об.
„Аще духовнаго ради отца разрѣшить кто среду или пятокъ, нѣс грѣха; аще кто духов¬
наго ради отца разрѣшить на вино и на масло велшшй нос(тъ), нѣс грѣхъ 2) Тамъ же, 158. Другими словами то же самое разсказывается въ древнемъ Словѣ
ев. Апостолъ и ев. Отецъ о велицѣмт. постѣ, и Петровѣ, и о Видшпіонѣ. Пр. Соб.
1859, III, 451. 3) Алмазовъ, I, 410. *) Алмазовъ, ІП, 232; ср. 185. г') Сборники Волок. Б-ки XVI в. Л« 560, л. 73 и об.; Л“ 576, л. 279 и об. Вотъ
еще данныя относительно духовниковъ иотаковниковъ. „Да иди. чедовѣче, поищи себѣ
отца но своему хотѣнью и но сердцю и такого нохаковинка, нкоже хощеши“. Р. И. Б.
VI 2, 814. „Изыска собѣ отца духовнаго нотак.овшша“ — вар. „отца потаков-
щііка". Слово о мытарствахъ. Сухомлиновъ, Рукой. )’]>. Уварова, II, 115; ср. Ка¬
лайдовичъ, Памятники росе. словесности XII в., 98. „Подобаетъ... изыскатн отца
духовнаго добра... а не иотаковника (вар. не иотак&лника)*. Домопнрой, изд. А. С-
Орлова, стр. 12; изд. Яковлева, 12. „Хотяй же каятися, не ищи іерея, иотаковника
отца“. Сборники XVI в. Волок. Б-кн .V* 566, л. 75 об. „Пріяхомъ бо наученіе обычна
чревоработными учители, ниже бо чрево пагуба, лотаковннци лнхонмникомъ, сами пре¬
ступающіе добытка ради святыя заповѣди“. Слово Григорія Богослова ио Сборнику XV в.
Моек. Сни. Б-кн А(» 368. Лтд. А. Я. Соболевпйй, Два русскихъ поученія съ именемъ
Григорія. Изв. Отд. Р, Яз, н Слои. ХП (1907), I,