Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
І80 ГЛ. VI. ДИОЦИПЛИНАРНАЛ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. вмѣшиваться въ судьбу дѣтей и домочадцевъ, челяди, которая находилась
въ безграничной власти господина,—и такимъ образомъ улучшать судьбу
беззащитныхъ дѣтей и угнетеннаго класса. Въ исповѣдныхъ вопросахъ,
въ епитимейникахъ и въ исповѣдныхъ поученіяхъ можно видѣть эту ра¬
боту древняго духовника. Онъ запрещаетъ продажу дѣтей—варварскій
обычай, существовавшій въ древней Руси, клясть дѣтей, предписываетъ
родителямъ дѣлить поровну „статкии (наслѣдство); вникаетъ въ личныя
отношенія господина и раба и рабовъ между собою. Господину онъ про¬
повѣдуетъ и предписываетъ попеченіе и милованіе, удерживаетъ господ¬
ское сердце, привыкшее къ гнѣву, и руку, привыкшую бить сироту.
Духовникъ запрещаетъ „государю" томить челядь свою „ страдою “ (непо¬
сильной работой), „гладомъ, босотою и наготою" и не принимаетъ при¬
ношеній отъ злого господина. Законъ не ограждалъ жизни раба: судъ,
гражданскій и церковный, не наказывалъ господина за убійство своего
холопа; но духовникъ наказывать его епитиміей какъ разбойника. Если
рабъ или рабыня, не терпя притѣсненій господина, погубитъ себя, послѣд¬
нему годъ енитиміи. Запрещается укорять раба нелѣпіемъ, хулить сироту
въ правду страждущаго и хвалитъ лихого. Духовникъ напоминаетъ госпо¬
дину, что тотъ обязанъ считаться съ проявленіями человѣческой природы
раба, называетъ непростительнымъ грѣхомъ барышничать человѣческими
душами, или женить насильно своего раба „не,по любви ему", выдать
„не по любви" замужъ рабыню. Онъ стремится установить опрятныя
отношенія господъ къ рабамъ обоего пола, которые были невольной при¬
чиной развращенія и разстройства древне-русской сем'ьи. Наконецъ, одинъ
русскій памятникъ глубокой древности („Предъсловье покаянію" или на¬
ставленіе духовнику о принятіи кающагося) показываетъ, какъ церковь
употребляла великую нравственную власть духовнаго отца, помогая рабу,
ищущему свободы. Древне-русскіе рабовладѣльцы спекулировали на выку¬
пающихся рабахъ—изгояхъ и брали съ нихъ плату большую, чѣмъ слѣ¬
довало (изгойство). Оь выкупающагося раба, рожденнаго въ неволѣ, они
брали цѣну выше той, на которую уговорились раньше. Рабъ, заложив-
шійся за господина самовольно, принужденъ былъ платитъ за свою свободу
дороже, чѣмъ за сколько ее продалъ. Наконецъ, брали деньги на дѣтяхъ,
родившихся у изгоя уже на свободѣ. Древнее наставленіе предписываетъ
духовнику поступать здѣсь со всею рѣшительностью. Безсердечному го¬
сподину, пришедшему къ нему на исповѣдъ, онъ представляетъ н& выборъ:
или въ тотъ же часъ итти и исправить свою несправедливость, или искать
себѣ другого духовника1). Наша церковь не отрицала рабовладѣнія какъ
общественнаго явленія, противнаго Евангелію. Когда вольнодумецъ пол.
ХѴІв. Матвѣй Башкинъ указалъ на несовмѣстимость рабовладѣнія съ ученіемъ
Христа и Апостоловъ благовѣщенскому священнику Симеону, то послѣдняго і) Р. И. Б. VI, 836—46. Въ отпускныхъ грамотахъ нерѣдко встрѣчаются подписи
духовныхъ отцевъ, см. Щукина, Сборникъ стар. бумагь, И, 153; III, 138, 176. А. Ю.
Б., II, стб. 643, 646.