Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Гд. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 177 при составленіи завѣщанія въ качествѣ послуха. Завѣщатель оставлялъ духов¬
ному отцу денегъ, икону или что-нибудь изъ вещей, заказывалъ ему сорокоустъ,
приказывалъ вмѣстѣ съ родственниками „душу свою строить и помянуть".
Вотъ какими словами древне-русскій человѣкъ просилъ духовнаго отца не
забывать его въ молитвахъ: „Ты же, господина и государь, молитву сотвори
за мя къ Господу прилежну, или поклоновъ положи за мя, колико бла¬
говоли іии, или канонъ за единаго умершаго проговори трижды: на третины,
и на девятины, и на полу сорочины, или колико благоволиши; да и прости
мя, отче святый, и благослови, и помолися о мнѣ грѣшномъ"1). Духовники
отпѣвали покаяльныхъ дѣтей своихъ,& читали надъ ними разрѣшительную
молитву2); а нѣкоторые, случалось, писали житія своихъ дѣтей въ нази¬
даніе потомству3). Такъ отъ отроческихъ лѣтъ до могилы древне-русскій
человѣкъ былъ подъ властной опекой своего духовнаго отца. Огромная дисциплинарная власть вмѣстѣ съ почетнымъ бытовымъ
положеніемъ давала духовнику средства вліянія на дѣтей духовныхъ. Чтобы
видѣть, въ чемъ проявилось это вліяніе духовника на народъ, надо обра¬
титься снова къ духовническимъ поученіямъ и посланіямъ, а главнымъ
образомъ къ „епитимейникамъ,"— покаянной письменности древней Руси,
т.-е. къ исповѣднымъ вопросамъ духовника, къ поновленіямъ (перечнямъ
грѣховъ самимъ кающимся), наконецъ, къ епитимей никамъ въ собственномъ
смыслѣ —перечнямъ грѣховъ съ указаніемъ сроковъ епитимій и количества
поклоновъ4 *). ЕпитимеЙники борются, прежде всего, съ русскимъ язычествомъ въ
чистомъ видѣ и его пережитками. Они вооружаются противъ „жертвъ
бѣсомъ и въ рѣку", моленій „виламъ или идоламъ" своимъ злонравіемъ
ил^наученіемъ „бабъ богомерзкихъ", противъ поклоненія стихіямъ—„солнцу^
ила звѣздамъ, или мѣсяцу, или зари", противъ присутствія „на мольбищахъ,
еже чудь творятъ и неразумные человѣцы въ лѣсѣхъ и на нивахъ*. Осу¬
ждаются языческіе праздники: Коляды, Русаліи, Купала, бой по мертвомъ,
плачъ многъ съ рваньемъ волосъ и одежды, т.-е. языческая тризна, вол¬
шебство во всѣхъ видахъ. Эта вѣковая борьба церкви съ дохристіанской 1) Алмазовъ, III, 271; Лопаревъ, Оішс. ркн. Общ. Люб. Др. Писш., II, 18—20;
Іосифъ, Оішс. рки. Волок..Б-іш, 46. Лѣтоп. зан. Археогр. Коми. ІІІ, 23. Ср. Олеарій,
о. с. 368. 2) Кирика, ет. 52; Р. И. Б. VI, 251, 250; Опис. ркп. Моск. Они. В-ки, III, 1,
стр. 162, 352. Ср. Олеарій, о. с., 866. Варлаамъ, Оішс. Сборника XV в. Кир.-
Бѣлоз. Б-ки, 16. 3) Иновъ Василій нависалъ Житіе своего духовнаго сына Акакія, епископа Твер¬
ского. А. Бычковъ, Ои. рук. сборн. И. И. Б-ки, 3. .Житіе прей. Антонія Римлянина пред¬
ставляется написаннымъ духовникомъ подвижника инокомъ Андреемъ. Ключевскій, Житія
святыхъ, 306. Яохвалыюе слово Михаилу Черниг. и боярину Ѳеодору составлено, кажется,
свидѣтелемъ ихъ кончины духовникомъ Андреемъ или Іоанномъ. Пономаревъ, Памятники,
II, 174; ср. Ключевскій, о. с., 147- 4) Большая часть покаянной письменности, на основаніи которой написанъ ниже¬ слѣдующій трактатъ, содержится въ трудѣ Агмазова Та Иная исповѣдь, III, и въ прила¬ гаемыхъ „Матеріалахъ для исторіи древне-русской покаянной дисциплины11.