Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Гл. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 175 1 годъ, 2, 3 года егштиміи и, наконецъ, В лѣтъ сухояденія. Количество
поклоновъ указано только въ двухъ случаяхъ-™200 и ЗОО1). Откуда такое
разнообразіе? Прежде всего, руководящій принципъ при наложеніи епи-
тимій—давать епитимію не по грѣхамъ, а по силамъ кающагося—дѣлалъ
сроки и количества поклоновъ неабсолютными, а, такъ сказать, прибли¬
зительными. Далѣе, принципъ этотъ, если примѣнять его не къ частному
духовному сыну, а къ цѣлой духовной семьѣ, требовалъ приспособленія и
перемѣны сроковъ и количества поклоновъ сообразно съ степенью христі¬
анской настроенности ея членовъ: это должно было уже отражаться наепити-
мейкикахъ—духовническихх руководствахъ при наложеніи епитимій. Во
времена архіеп. Нифонта на двоевѣрЪвъ налагалась епитимія въ 6 недѣль,
соотвѣтствующая минимальному сроку за моленіе съ „бабами богомерзкими" 2).
Въ послѣдующее время, естественно, срокъ этотъ увеличился, такъ какъ
общество христіанизовалось, и грѣхъ двоевѣрія началъ считаться болѣе
тяжкимъ. Вообще поздніе епитимейники строже древнихъ. Наконецъ, сво¬
бода, предоставленная духовнику въ примѣненіи размѣровъ епитиміи,
пролагала путь личному вкусу того или другого духовника: строгій уси¬
ливалъ епитимію, снисходительный ослаблялъ. Слѣды подобныхъ перера¬
ботокъ можно наблюдать въ нѣкоторыхъ древнихъ рукописяхъ: быва¬
етъ, что сроки епитимій и количества поклоновъ написаны по вы¬
тертому3). Съ великимъ разсмотрѣніемъ духовный отецъ допускалъ своихъ дѣтей
до причащенія Тѣла и Крови Христовой. Въ древней Руси было прави¬
ломъ, чтобы св. Тайны давалъ вѣрующему тотъ священникъ, который его
исповѣдывалъ, т.-е. его духовный отецъ4). Посторонній священникъ при¬
чащалъ чужого духовнаго сына только по порученію его отца 5). И эта осто¬
рожность была далеко нелишней. Помимо того, что легко было пріобщить
человѣка, находящагося въ запрещеніи—подъ етшшіей за грѣхи, воз¬
можно было и бывало дѣйствительно цоругательство св. Тайнамъ со сто¬ \) Дубенскій Сборникъ, л. 162; Требникъ ХѴЦ в. И. Иуб. Б-ки I. № 974,
л. 91 об.; Сборникъ XVI в. собранія У идольскаго № 570, л. 197; Сборникъ XVI в.
Волок. Б-ки № 566, л. 144; ер. Алмазовъ, III, 278; Требникъ XVI—XVII в. И. Луб.
Б-ки (^. I. ,№1031, л. 138: Горчакову,, Отчетъ о XVI нрисужд. наградъ гр. Уварова,
136; Сборникъ XV в. Чуковской В-ки № 277, л. 385 об. '■*) Иліи, ст. 16- Ср. Тексты, XIX, 123. 3) Зам'іътки, § 17, в; Тексты, ХЬѴІІІ; Замшгш, § 51, в. 4) „А духовнымъ своимъ дѣтомъ, кто достоинъ причастью,—а. хочете дати при¬
частье о Велицѣ дни или о Рождествѣ Христовѣ или о которомъ святку, какъ посмо¬
трите достойнаго, и вы давайте на обѣднѣ". ...„Ино кому въ покаяніе прибѣгнетъ, топ»
ему святое иречастіе дастъ, носмотря но житью его". Р. И. Б. VI, 241; 870 (ст. 74).
Вел. князь Владимиръ Васильковичъ, разсказываетъ лѣтопись, вошелъ въ церковь вели¬
комученика Георгія, „хотя взяти причастье у отца своего духовнаго". Ипат. Л., 602.
Протопопъ Аввакумъ пишетъ: „и Еозма добрый человѣкъ,—я въ его церквѣ и дѣтей
духовныхъ своихъ причащалъ". Субботинъ. Матеріалы, VIII, 111. Ср. Поученіе
Иліи, 18. 5) Тексты., XXV, 33; Р. И. Б. VI, 58 (6), 473.