Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
174 ГЛ. УІ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. суждались стоять „внѣ церкви“ отпавшіе въ язычество или въ ересь,
волшебники равныхъ видовъ, скоморохи, ротники, держащіе отреченныя
книги, попирающіе крестъ Христовъ, женящіеся на иновѣрной1); душе¬
губцы, разбойники, убійцы дѣтей, дравшіеся на кулачныхъ бояхъ, бившіеся на
нолѣ2); блудники, прелюбодѣи, не вѣнчавшіеся по-христіански съ женами7
троеженцы и четвероженцы, кровосмѣсители, содомиты, скотоложники и
под.3). Къ грѣхамъ, наішываемымъ публичной епитиміей, причислялись
въ древней Руси и такіе, какъ матерная брань, хожденіе въ церковь во
враждѣ, притѣсненіе вдовъ, сиротъ и рабовъ, пьянство, грабежъ^ татьба,
мятежъ, клевета, мздоимство, рѣзоимство, брадобритіе и ношеніе тафьи,
впрочемъ это въ томъ случаѣ, если грѣшникъ пребывалъ нераскаяннымъ4). Древне-русскіе духовники, случалось, присуждали публичную епи-
тимію не только за явные, но и за тайные грѣхи. Противъ этого воору¬
жался св. Димитрій Ростовскій. „Не иматъ духовникъ налагати эпитиміи
явной за грѣхъ тайный, на исповѣди сказанный; аще бо за тайный грѣхъ
явную епитимію наложитъ, то всячески начнутъ домышлятися прочій,, яко
за грѣхъ нѣкій таковая наложена эпитимія, и тако будетъ противно тайнѣ
Божіей и печати исповѣданія “*). . • . Что касается сроковъ древне-русскихъ епитимій и количества по¬
клоновъ, то они представляютъ большое разнообразіе, въ которомъ очень
трудно оріентироваться. Возьмемъ оддяъ примѣръ. За моленіе языческимъ
божествамъ вмѣстѣ съ „бабами богомерзкими" или „бабами-идоломолицами"
въ разныхъ древнихъ требникахъ полагается епитимія въ 6, 7, 8 недѣль, х) Тексты, XI, 42; Р. И. Б. УІ, 925; сн. Лѣт. зан. Арх. Коми. I, 45; Тексты, X, 1; Горчаковъ, Рецензіи на кн. Павлова—Номок. при Б. Тр. Отчетъ о ХУІ прис. на¬ градъ гр. Уварова, стр. 80. проф. Н. Ѳ. Каптеревъ, Патр. Никонъ и ц. Алексѣй, I, 11 — 12. 2) Поученіе Иліи, 8; Тексты, УПІ, 50; ХХУІІ, 8; Р. И. Б. УІ, 925-926, 96;
Уложеніе ц. Алексѣя, гл. 22, 3; Памяти, стар. р. лит. ІУ, 187. 3) Р. И. Б. УІ, 919, 925; Тексты, ХПУІП, 41; XIII38, в. 5; Опис. ріш. Моск. Син. Б-жи, II, 3, 694; Тексты, УШ, 6; XI, 2; Пам. стар. рус. лит. ІУ, 187; Р. И. Б. VI, 273, 282, 859 (12); Тексты, XI, 43; Стоглавъ, нзд. Субботина, 145 — 146; Тексты,
ХХУІ°, 3; XI, 6. Публичная елитимія за блудъ стольнику Матвѣю Колычеву, см. А. Э.
ІП, № 226. 4) Пам. стар. р. лит. ІУ, 187; Р. И. Б. УІ, 925—26. Бъ древнемъ Словѣ св.
Отецъ (о хожденіи въ церковь) читаемъ: „Аще ли въ злобѣ бесъ покаянія пребывавши,
то и въ церковь недостойно таковому въходгіти, ни приноса отъ него въ церковь не
приносити, и жестько бесъ покааніа есть тому внѣ церкви стояти, доколѣ покаяніе отъ
сердца пріиметъ, толщь въходити въ церковь. Аще ли вражду имый на кого, во
Іудинъ чинъ внидетъ въ церковь, или сироту или вдову озлобивъ, плачь и клятву на с»
въетавитъ, или къ волхвомъ и чародѣемъ ходитъ, или любодѣяніемъ и ліаньствомъ
оскверниться кто, или убійствомъ руцѣ окровавивъ, или чюжая отъятъ, или свою челядь
кто ранами томитъ и не по силѣ дѣломъ, или мечникъ клеветливъ, или судіа по мьздѣ
судяй, или рѣзоимець гнусный,—блудъ таковыхъ приноси и въ церковь недостойно тако¬
вымъ входити, аще о томъ не каються. Самъ Богъ Апостоламъ заповѣдалъ, а Апостола
святителемъ предали, (воспрещать) недостойнымъ въ божественную церковь входа, по
внѣ имъ стояти, дондеже ся останутъ и того покаються здам. Пономаревъ, Памятники,
III, 266. Есиповъ, Раскольничьи дѣла ХУІП ст., II, прилож., 89—90. 5) Сочиненія св. Димитрія Рост.5, 162.