Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
12 ВВЕДЕНІЕ, и духовникъ женскаго монастыря „черной священникъ Макарьище"г).
Далѣе, мнѣніе о классѣ духовниковъ, высказанное Голубинскимъ, нуждается
въ пересмотрѣ, и, какъ скоро увидимъ, едва ли онъ былъ правъ, перенося
въ древнюю Русь порядки, существовавшіе въ греческой и южно-
славянскихъ церквахъ. Возможно, что „игуменыи и „черные попы" въ
нашей древней письменности являются не болѣе, какъ синонимы. Терминологія древне-русскаго духовника, какъ мы замѣтили, стоитъ
въ тѣсной близости съ терминологіей монастырской, старческой: „духовный
отецъ" (отсюда „духовникъ44), „игуменъ"—это термины, созданные монасты¬
ремъ. Если бы прослѣдить всю терминологію древне-русской покаянной
дисциплины, безъ сомнѣнія, встрѣтились бы и еще аналогичныя явленія,
напр., духовническая епитимія часто называлась у насъ заповѣдью,
терминомъ, взятымъ изъ старчества* 2). Бъ бытовой исторіи древне-русскаго
духовничества, которой посвящены слѣдующія страницы, этотъ монастыр¬
скій элементъ также очень ясенъ. г) А. Ю. Б. И, № 13В. Книга межевая 1640 г.. 2) Смирновъ, Духовный отецъ, 59.