Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл: VI. дисциплинарная дѣятельность духовника. І73 зрѣнія и проходятъ въ древне-русскихъ правилахъ й представленіяхъ объ
епитиміи, но онѣ несогласимы между собою, даже взаимно исключаютъ
другъ друга. Тогда какъ древне-церковная публичная еиитимія начиналась
съ самой строгой степени и шла, постепенно ослабляясь и приближая
раскаявшагося грѣшника къ обществу вѣрующихъ, епитимія тайная для
многогрѣшнаго должна была начинаться съ малаго правила, чтобы не
привести его въ отчаяніе, продолжалась потомъ правиломъ болѣе срогимъ, и
ужъ только въ концѣ могла достигать степени, предписанной канонами,
„Многогрѣшнымъ, рекше, невѣжамъ малу ^заповѣдь дати, да не стѵживше,
сіи, отъчая, погибнуть" а). „Писано есть: аще и (въ) корабль лише мѣры
вложиши, то погрязнетъ и имѣнье погубить; тако же и мы, аще, не рас-
матряя, иодамы* заповѣдь (велику), они же, отчаявшеся, нимало не сотво¬
рять, и погибнуть въ вашемъ недоразумьи. Но исперва акы млекомь на-
наяти аки младенца, да по-малу въ разумъ пришедъ, и сами приимутъ
жестокое брашно, рекше, расмотривъ, начнуть сами добрѣ творити Божия
заповѣди" *). На атомъ основаніи въ одной греческой статьѣ предпи¬
сывается налагать легкую епитихію даже на кающагося разбойника3).
Такимъ образомъ, тогда какъ древняя публичная епитимія шла, постепенно
ослабляясь, „великая епитимія" у насъ на Руси,—постепенно усиливаясь.
И согласованіе этихъ двухъ системъ увеличивало трудности носителя
дисциплинарной власти церкви—древне-русскаго духовника. Публичной епитиміей духовный отецъ наказывалъ, прежде всего, того
духовнаго сына, который не являлся къ нему на исповѣдь. „Иже кто
безъ покаянія есть, тому внѣ церкви стояти, доколѣ покаяніе пріемлетъ
отъ старца, тожъ входити въ церковь414). Духовникъ отгонялъ „непокор-
ника, въ грѣхьт впадаюіца", злого господина, нехотѣвшаго исполнить
его требованія о возвращеніи „изгойства"; отлучалъ „недароимца",
нежелавшаго исполнять до конца долгъ христіанскаго говѣнья. Во всѣхъ
этихъ случаяхъ строгая епитимія охраняла самый институтъ тайной ис¬
повѣди: общеобязательность исповѣди и пріобщенія, а также высокую
власть духовника. Согласно съ древними церковными правилами публич¬
ной епитиміей наказывались такъ называемые каноническіе грѣхи: отре¬
ченіе отъ вѣры, убійство, блудъ съ ихъ развѣтвленіями. Поэтому при- 1 2 3 4не приложить, исцѣлитн не можетъ, аще ли зелія не мощенъ будетъ трьпѣти, то по малу
прилагать дабы иецѣіптн. Тако ■ и вы: егда сотворите грѣхъ тоіІ, устрелилъ вы есть діа¬
волъ, и грѣхъ въ васъ яко желѣзо есть. I аще отцю исповѣсте, отецъ же, акы врачъ
хытрый, изметъ отъ васъ яко желѣзо грѣхъ и язву онитеміею лечити начнетъСлово
св. Отецъ, како жити Христіаномъ. ІХр. Соб. 1859, I, 133; Сборникъ XVI б. Волок.
Б-ки Я- 566, л. 528. Ср. Р. И. Б. VI, 223—224; 515—516. 1) Поученіе правыя вѣры душеполезно. Пономаревъ, Памятники, III, 26. Ср.Иліи, ст. 10. 2) Поученіе св. Евсевія. Сборникъ XIV—XV в. Б-ки гр. Уварова № 1770, л. 47
об. Ср» Зіагте, VI, 129; Сборники ХѴТ в. Волок. Б-ки № 560, л. 480 об.; 523, л. 88 об.
Алмазовъ, ПТ, 269. 3) Номок. Котел., 243. 4) Поученіе св. Отецъ душеполезно. Нт. „Да еще вът и сс извѣщу, лобиміи“,
Погод. Древлехр. № 1590, л. 149. Ср. Тешти, XI, 31.