Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 171 предписывавшему ему пищу, поклоны и милостыню, уклоняться отъ вся¬
кихъ увеселеній, Покаяльнику не дозволялось вступать въ третій
бракъ1). Тяжкая сама по себѣ, публичная епитимія усиливалась иногда еще
тѣмъ, что грѣшникъ отгонялся отъ духовнаго отца. Въ „Свиткѣ новопоста¬
вленному іерею" содержится такое наставленіе:’ „А духовныя дѣти учи,
исправляй по мѣрѣ грѣховъ, запрещай, епитимію давай, отлучай; непо-
корника, въ грѣхы впадающа, отъ церкве отлучи, отъ себе отжени, дон-
деже обратится къ тобѣ. А отъ иного попа отгоиеннаго ты не пріими,
пріиметь ли кто такового, мнѣ возвѣсти“2). Такимъ образомъ, отлученный
отъ храма являлся въ то же время отлученнымъ , и отъ представителя
церковной власти. Мѣра эта принималась противъ „непокорника"—духов¬
наго чада. Хорошій примѣръ ея приложенія представляетъ наставленіе
объ изгойствѣ, содержащееся въ древнемъ „Предъсловьи покаянію". Ду¬
ховникъ долженъ былъ настаивать, чтобы жестокій господинъ, повинный
въ грѣхѣ взиманія излишняго выкупа съ раба, ищущаго свободы, сейчасъ
же шелъ и отдалъ неправедно взятое, а потомъ возвращался на покая¬
ніе: „и азъ тя пріиму и отецъ ти буду и учитель". Если же грѣшникъ
отказывался это исполнить, духовникъ долженъ былъ примѣнить къ нему
мѣру отгнанія, заявивъ: „Да иди, человѣче, поищи себѣ отця по своему
хотѣнью и по сердцю и такого потаковника, якоже хощеши: и оба здѣ
насладитася своего хотѣнья, въ будущемъ же вѣдѣ чюжа будета добрыхъ
дѣтелій. Мы же, рцѣ (говори), грѣшницы паче всѣхъ человѣкъ отягчаеми
съ чюжими грѣхы не хочемь погыбнути: то бо суть чюжіи грѣси, еже
каются, а зла ся не остануче". Мѣра эта логически вытекала изъ всего
строя древне-русской покаянной дисциплины: непокорный грѣшникъ
игнорировалъ власть и волю духовнаго отца, которыя представлялись пря¬
мымъ проявленіемъ власти и воли Божіей, былъ не раскаянъ, не полу¬
чалъ и проіценія отъ грѣховъ. Йоэтому духовный отецъ былъ для него
совсѣмъ излишенъ: „не слушаюче бо іерея, наказывающа добрѣ, то почто
ся и каяти? говорится въ томъ же „Предъсловьи". Да же ся тако каючи,
то не прощену быти отъ грѣховъ"3). Но, повидимому, оттнаніе духовнаго
сына практиковалось лишь въ самое древнее время. Его неумѣло упо¬
требляли духовники, примѣняя даже къ покорнымъ грѣшникамъ, что было
прямымъ нарушеніемъ 52 апост. правила: и это вызывало протестъ іерар¬
хіи. Съ другой стороны, мѣра эта не достигала цѣли, не приводила къ сообщается шесть мѣсяцъ и плачется предъ вѣрными грѣха своего ради“. Подобное нака¬
заніе отрекшемуся отъ стараго обряда въ мученіи и перекрестившемуся „тремя персты,
глукяся“. Субботинъ, Матеріалы, У, 221. г) Тексты,, VIII, 53; ХЬУПІ, 25; XIX, 70; ср. 45. Ср. Посланія Іосифа Волок.,
выше, стр. 161 — 163. Что такое иокаяльникъ, это всего яснѣе опредѣляется словами митр.
Геронтія: П. 0. Р. Л. УІ, 234. Толкованіе этого термина у Голубинскаго, Исторія, I, I2,
465, пр. 2, неправильно. 2) Р. И. Б. УІ, 107. 3) Р. И. Б. УІ; 844, 840. Многогрѣшнаго, но покорнаго человѣка, духовникъ
непремѣнно долженъ былъ принять къ себѣ на покаяніе. (1м. выше, 38.