Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
170 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. Налагалась иногда публичная епитимія по степенямъ. Общеизвѣстны
случаи наложенія такой епитиміи на Грознаго за четвертый бракъ
и на дьяка Висковатаго .за его неправое мудрствованіе объ иконахъ. Но
въ обоихъ этихъ случаяхъ епитимія присуждена была властью собора.
Старецъ-вкладчикъ Псково-Печерскаго монастыря Савватій присужденъ
былъ къ публичной епитиміи въ двѣ степени властью Новгородскаго архіеп.
Ѳеодосія1). Есть однако основаніе думать, что такія епитиміи практико¬
вались и духовниками. Духовная дочь протопопа Аввакума Елена Хрущова
тяжко согрѣшила, и онъ ей пишетъ: „Ну, Оленушка-сестрица, вотъ тебѣ... пи¬
рожокъ, кушай на здоровье: седмь лѣтъ держи еиитимію,—3 года не
сообщайся съ вѣрными, 2 лѣта плачь съ припадающими, въ притворѣ
стоя, 2 лѣта въ церкви да пребудеши безъ причащенія; свѣщи и просвиры
да не пріемлетъ священникъ во олтарь отъ руку твоею, еюже убійство
сотвори; чрезъ день, кромѣ субботы и недѣли, сухо да яждь; по тысящѣ
на всякъ день метанія твори предъ Господомъ*...2) Елена, подобно Гроз¬
ному и Висковатому, присуждалась къ прохожденію трехъ степеней пуб¬
личнаго покаянія, которыя Аввакумъ предписываетъ по своему. Первая
степень у него несообщенія съ вѣрующими есть временное отлученіе
отъ церкви; вторая—не то степень плачущихъ, не то припадающихъ;
третья—купностоящихъ. Вѣрующій, подвергшійся „великой* епитиміи,
назывался покаяльникомъ. Онъ долженъ былъ жить по уставу духовника, * об.несущихъ публичную еиитимію съ тѣми вѣрующими, которымъ входъ въ храмъ возбра¬
нялся вслѣдствіе нечистоты: У москвитянъ „существуетъ очень много причинъ и притомъ
весьма ничтожныхъ, изъ-за которыхъ запрещается у нихъ входъ въ церковь; однако не
допущенные становятся обычно у дверей и оконъ храма и оттуда видятъ и слышатъ
священнодѣйствіе такъ же, какъ если бы они были въ храмѣ “. Записки о москов. дѣлахъ
въ пер. проф. Малыша, 60.—Совершенно одиноко стоитъ слѣдующее свидѣтельство Сер¬
пуховского Сборника 1645 г. собранія Буслаева И. Пуб. Б-жи 0. И. № 102, л. 260 об. „В. Что во всѣхъ правилахъ повелѣваютъ, кои во епитемьяхъ, вон мз церкви исхо¬
дили; здѣ же в Руси не бываетъ? О. Въ тѣхъ странахъ и до сего дни исходятъ мужи,
понеже отцы зеликіи в правилахъ рекоша, яко здѣшнимъ срамомъ онаго срама избыти,
и своихъ ради тяшких дѣлъ человѣческаго ради благочестія от грѣх престати; здѣ же
въ Руси забвеніемъ не исправлени“. Показаніе это, можетъ быть, вѣрно относительно
той мѣстности, гдѣ оно появилось. Но случаи примѣненія публичной епитиміи извѣстны
до самаго конца XVII в. Монаха Кипріана, оставившаго монашество, натр. Іоакимъ
(1682) возбранилъ „въ церковь святую входа и общитися со христіаны“. По Уставной
грамотѣ патр. Адріана (1698), блудники обязаны были ежедневно ходить въ церковь ня
вечерню, утреню и литургію и послѣ литургіи класть по 100 земныхъ поклоновъ. Ми¬
трофанъ Воронежскій запрещалъ входъ въ церковь обижавшимъ духовенство. Голубцовъ,
Чиновникъ Холмогорскаго собора, ХХѴП; Временникъ Общ. И. н Д. Р., XI, 35, § 25;
Воронежская Старина, ІП, 320. Правда, примѣняютъ публичное покаяніе не духов¬
ники, а іерархи. Но ниже, стр. 174, будетъ приведено запрещеніе іереямъ Димитрія
Ростовскаго налагать публичную еиитимію за тайные грѣхи. Сочиненія5, I, 162. Отсюда,
ясно, что въ его время публичныя епитиміи предписывались и духовниками. і) Д. А. И. I, № 35, стр. 36—38. а) Субботинъ, Матеріалы, ѴШ, 94. Исполнила ли на дѣлѣ Елена такую епитиміш,
неизвѣстно. Возможно, что Аввакумъ сжалился надъ грѣшницей (см. 97 стр.) и ослабилъ
ей наказаніе.—Отпаденіе отъ старообрядства къ церкви наказывалось публичной еішти-
зміей: „А аще кто причастится неволею циішніянскія жертвы, таковый съ вѣрными нс