Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
167 ГЛ. УГ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ духовника. власть стала предписывать говѣнье вт. четыре поста1 2 *). Потомъ, говѣнье
продолжалось не одну недѣлю, а весь постъ, и вѣрующіе приступали къ
таинству причащенія по окончаніи постовъ—въ великую субботу или на
святой недѣлѣ послѣ поста, великаго, въ Рождество Христово и Крещеніе
послѣ Филиппова1). Впрочемъ, съ древнѣйшаго времени мы видимъ отступ¬
ленія отъ даннаго обычая. Наиболѣе благочестивые люди пріобщались
каждую- недѣлю четыредесятницы,—ото извѣстно о великихъ князьяхъ: Рости¬
славѣ Мстиславичѣ (і~ 1168) и Димитріи Донскомъ (Д 1389)*). Отъ конца
ХУ или нач. XVI в. имѣется свидѣтельство, что русскіе христіане испо-
вѣдывались и причащались на первой недѣлѣ великаго поста4). Это зна¬
чатъ, что къ тому времени сложился порядокъ говѣнья, болѣе слабый, въ
теченіе одной седьмицы, который существуетъ и въ настоящее время.
Въ продолженіе говѣнья соблюдался рядъ обрядовъ и обычаевъ, трогательныхъ
и высокихъ по своей моральной основѣ, которые были привиты народу
напіими древними духовниками. Таковъ обрядъ прощанія предъ великимъ
постомъ, возникшій въ древнихъ монастыряхъ Востока; таковъ обычай отпуска
птицъ предъ исповѣдно5 *). На обязанности духовника лежало—регламентиро¬
вать жизнь духовной семьи въ теченіе поста, согласовать требованія устава съ
силами каждаго духовнаго чада, опредѣлить для каждаго правила о пищѣ,
количество ежедневныхъ поклоновъ, указать замужнимъ и женатымъ необ¬
ходимость плотскаго воздержанія и потомъ тщательно слѣдить за жизнью
духовной семьи, „пасти" ее. „А постныя дни духовною радостью прово¬ йте кто не коикаеть тріжды отъ года до года, то всуе нарицаетьон крестьянинъ!, а ни
теплъ ни студенъ “ (л. 27 и об.). Въ Измарагдѣ нач. XVI в. повторяется та же мысль: „аще
крестьянинъ трижды годомъ не кричи щается, таковы й скотьскы живеть“. Опис. ркн. Сн-
нод. В-ки, И, 3, стр. 76; ср. 73. Въ „Словѣ о велицѣмъ постѣ, и Петровѣ, к Ѳилетовѣ"
говорится: „и постныя си я дни с чистотою пройдемъ, зановѣди Божіи сотворяюіце съ
емирениемъ, Тѣло и Кровь Хрнстрву достойне да пріемлемъ". Пр. Соб., 1859, III, стр.
452. „Слово о Ѳшшповѣ постѣ “ содержитъ приглашеніе къ покаянію: „о, любимім, в'ь свя¬
тыя сіи дни о всѣхъ неправдахъ покайтесь“. Тамъ же, стр. 454. Встрѣчаются и другія
поученія русскаго происхожденія, свидѣтельствующія о говѣнья въ два. поста кромѣ
великаго, —въ Петровъ и Филиппова». Опис. рки. Син. Б-іш, П, 3, 115. г) Р. И. Б. VI-'140; Новг. Л. 1, 349 (1348 г.); С. Г. Гр. и Д. I, 52 (1371 г.)—
первыя свидѣтельства о Госнолшномъ говѣныі, т.-е. Успенскомъ постѣ. Манжетовъ, О но-
стахъ. Пр. къ Твор. св. От., 37 ч., 635—650. Митр. Фотій иредлисываегь говѣть въ
четыре поста-—Р. И. Б. VI, 514—515. Позднѣе то же повторяютъ: соборъ 1666 —1667 гг..
патр. Адріанъ, Аѳанасій Холмогор., Митрофанъ Воронежскій. Ср. Алмазовъ, II. 366 — 369. 2) Это видно, между прочимъ, изъ Поученія митр. Никифора,—Макарій, Исторія,
И8, 352; изъ Поученія си. Іоанна Рост. (1346—56 гг.)—Каталогъ собранія рукописей
Вуслабва, И. А. Бычкова, стр. 39—40, 338—40- Также Опис. ркн. Спи. Б-ки, ІГ.
3, стр. 109; Пономаревъ, Памятники, III, 58; Ж. М. Н. Пр. 271 ч., 188—9. :*) Идат. X, 363; П. С. Р. Л. IV, 352. 4) Повѣсть о пресвитерѣ Тимоѳеѣ. Памяти, стар. р. ліітер. I, 195—97. По зтой
редакціи происшествіе, здѣсь описанное, случилось при в. кн. Иванѣ III (1462—1505)
н м. Филиппѣ I (1464—1472). По другой редакціи, указанной А. Бычковымъ, Ошіс. сборн.
И. Дуб. Б-ки, 273—74, — при Василіи йв анов ичѣ (| 1533). 5) Относительно обычаевъ говѣнья см. С. Смирнова Какъ говѣли въ древней Руси? СПБ. 1901, отд. оттискъ изъ Церк. Вѣдом.