Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
166 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. княженія поетави"! Великій князь признается предъ боярами въ своей
винѣ, приглашаете ихъ ѣхать къ Живоначальной Троицѣ,—„та насъ раз¬
рѣшитъа (проститъ грѣхъ). Онъ снимаете опалу съ того боярина и, „очи
ему давъ", дѣлаете его своимъ приближеннымъ. Въ монастырѣ великій
князь испрашиваетъ себѣ разрѣшеніе и прощеніе у своего духовнаго
отца. Прен. Мартиніанъ благословилъ его честнымъ крестомъ „и самъ отъ
него прощеніе взятъ". Послѣ того Василій Темный больше прежняго
сталъ любить своего отца духовнаго, ни въ чемъ его не оскорблялъ, слу¬
шалъ во всемъ и почиталъ"1). Здѣсь видимъ высшее проявленіе дисци¬
плинарной власти древне-русскаго духовника. Самымъ важнымъ моментомъ, въ которомъ проявлялась дисциплинар¬
ная власть духовнаго отца на дѣтей, была, разумѣется, исповѣдь. Древне¬
русскія поученія, обращаясь къ духовномъ' дѣтямъ, совѣтуютъ имъ каяться
по вся дни, исповѣдающе своя грѣхи", не задерживая и малыя согрѣ¬
шенія, или—каждую недѣлю2); а духовнымъ отцамъ—часто призывать дѣтей:
„а покаялныа дѣти часто призывайте къ себѣ и въспрашивайте, како живутъ:
друзіи бо соромяжлівы (стыдливы) бываютъ, а другымъ діаволъ запрещаетъ,
а того ловя, пегли быта неисправлени умерли" 3). Но обыкновенно испо¬
вѣдь происходила постомъ, такъ какъ „покаяніе безъ поста54, по нашимъ
древнимъ понятіямъ, „праздно есть"*); она соединялась съ „говѣньемъ". Го¬
вѣнье въ древне-русской церкви проходило не такъ, какъ у насъ теперь.
Прежде всего, есть основанія полагать, что въ глубокой древности на Руси ис-
повѣдывались и причащались трижды въ годъ, въ посты: великій, Петровъ и
Филипповъ5). Когда съXIV в. появился на Руси Успенскій постъ, церковная ■'*) Житіе прев. Мартиніана Бѣлозерскаго. Ркп. Воюя. Б-ки, № 564, лл. 234
об.—238. 2) Алмазовъ, ІП, 128, 135; Тексты, ХЕ VII, 61—63; ср. Посошковъ, Завѣщаніе
отеч., 55, 56, 59. 3) Поученіе Иліи, ст. 25; ср. выше, стр. 48, пр. 1—выписку изъ Домостроя. 4) Оішс. ркп. гр. Уварова, IV, 416. 5) Основанія эти слѣдующія. Въ древнихъ спискахъ Пролога встрѣчаются Поученія
безыменныхъ авторовъ, по принятому мнѣнію, русскаго происхожденія и, несомнѣнно,4
домонгольскаго періода. Въ Поученіи на предпраздньство Рождества Христова говорится:
„того же ради постъ есть, да съ чистотою соберетеся въ церковь... да достойни будемъ
устнама чпсгами и сердцемъ ненорочнымь причаститися Тѣлѣ Божиии. Въ Поученіи на
самый праздникъ читаемъ: „ту бо (въ церкви) оцшцаемъся, отинуд съ чистою съвѣстію
пріступимъ къ Тѣлу Христову и Кръви, не имуще вражды ни с кимъ же“. Поученіе на
Крещеніе Господне содержитъ подобное приглашеніе и такія разсужденія: „нѣс се, бра-
тіе, проста служьба ли приношеніе, еже пріемлемъ, нъ сама жива и вся освящающи
словесная жьртва, егоже хѣровими и сѣрафими трѣиещуть. Тѣмь же вси мы, устьнами
прикасающеся, ныне нриемдемъ Тѣло Его"... (Поученія изданы по прологу XII—ХШ в.
проф. Пѣт§ховымъ, Матеріалы и замѣтки по исторіи древней письменности, 22, 24,
27). Отсюда слѣдуетъ, что въ кіевскій періодъ говѣли у насъ въ Филипповъ постъ и при¬
чащались Христовыхъ Таинъ въ праздники Рождества н Крещенія.—Въ Златой Чѣпи
XIV в, (Б-ки Тр.-Серг. лавры № 11) говорится со ссылкой на писаніе: „аще (іерей) перехо-
дит по(стъ), и не комкавъ дни, то яко и скотина есть... такоже кто и от простыхъ человѣкъ