Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
164 ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА, бытъ,- здѣсь сказалось заимствованное имъ съ Востока представленіе о
монашескомъ постриженіи какъ второмъ крещеніи1). Изъ данныхъ
мѣстъ Посланій можно видѣть, какимъ способомъ Іосифъ умножалъ братію
своей обители. И вообще увлеченіе въ монашество духовныхъ дѣтей иноками-
духовниками было въ обычаѣ на Руси. 5Сѵл глава Стоглава „О священниче¬
скомъ и иноческомъ чину(і говоритъ, что духовные пастыри, т.-е, духовники изъ
монаховъ сподобляли ангельскаго образа приходящихъ къ нимъ на исповѣдь
и брали съ яихъ за это мзду2). Соборъ вооружается только противъ этого
мздоимства, оставляя въ неприкосновенности самый обычай. Отмѣченная
черта Посланій Іосифа дополняетъ показаніе Стоглава, вскрываетъ одно
средство, которымъ пользовались иноки-духовники, вербуя мірянъ въ
монашество3), Таково содержаніе и направленіе дисциплинарныхъ наставленій
знаменитаго учительностью древне-русскаго духовника. Они въ подроб¬
ностяхъ устанавливаютъ обрядъ жизни духовныхъ дѣтей, особенно въ періодъ
несенія епитиміи, подобно тому, какъ духовпическія наставленія назидатель¬
наго характера очерчиваютъ для нихъ кругъ требованій морали, личной и
отчасти общественной. Тѣ и другія произведенія слѣдовало бы изучать съ двухъ
сторонъ: насколько отравилась въ нихъ древне-русская жизнь хотя бы своими
идеалами, и насколько эти произведенія характеризуютъ успѣхи нравственно-
дисциплинарной работы духовника, т.-е. въ какой мѣрѣ они внесли свое содер¬
жаніе въ жизнь народа и отразились на ней. Однако сдѣлать это нѣтъ воз¬
можности. Духовническихъ произведеній мы имѣемъ не много и содер¬
жаніе ихъ по большей части неоригинально: оно сливается съ учительной
или канонической письменностью древней Руси. Трудно выдѣлить здѣсь
собственно духовническіе идеалы и еще труднѣе прослѣдить ихъ отраженіе
въ жизни. Но литературная зависимость духовническихч> произведеній свидѣ¬
тельствуетъ объ ихъ одной безспорной заслугѣ. Обладая иногда значитель¬
ной распространенностью и всегда авторитетомъ нравственной обязатель¬
ности, эти произведенія переносили въ жизнь литературные идеалы древ¬
ности. При помощи ихъ духовникъ древней Руси исполнялъ свою скром¬
ную учительную обязанность—быть посредникомъ между Божественной
книгой и вѣрующимъ. Степень вліянія духовническихъ произведеній, особенно канони¬
ческаго содержанія, стоитъ, конечно, въ тѣсной связи со всею дисципли¬
нарной дѣятельностью духовника, которая и сама по себѣ важна, инте¬
ресна и заслуживаетъ изученія. г) Свящ, Н. Булгакова ІІреи. Іосифъ Волоколамскій, СІІБ., 1865, стр. 173—4, 195. 2) Стоглавъ, нзд. Субботина, 243—244. 3) Древне-русскіе духовники изъ монаховъ обычно и постригали дѣтей своихъ въ
иночество, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ 8 ст. Вопрошавія Кирика. И въ молитвѣ,
„юже даютъ еиископи духовнымъ отцемъ“ при поставленіи, говорится: „подобаетъ же
тебѣ и иноки постригати малаго образа и великаго См. Номоканонъ Кіев. изд. 1624 г.,
стр, 160.