Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ВВЕДШІЕ. 11 духовнымъ къ игуменомъ и къ священникомъ, на покаяніе не приходятъ1* ’).
Игумены эти были іеромонахами и служили при приходскихъ цер¬
квахъ; въ отличіе отъ настоятелей монастырей—игуменовъ назывались они
иногда „пригородскими и сельскими*4 2). Приложеніе имени „игуменъ*
къ духовнику-монаху естественно и понятно: въ древней восточной церкви
послѣ періода вселенскихъ соборовъ наблюдается почти общее явленіе, что
духовниками въ монастыряхъ были игумены3); также и въ древней Руси,
какъ увидимъ, исповѣдь братіи вѣдалъ нерѣдко настоятель монастыря.
Въ Стоглавѣ дается, намъ кажется, основное значеніе выраженію „игу¬
менъ* въ смыслѣ духовника: это монахъ-духовникъ, исповѣдающій притомъ
лицо монашескаго званія. О духовникѣ черницы здѣсь говорится: „игумену
отцу духовному далече сущу*4 * 6 7). Затѣмъ именемъ игумена нерѣдко зовется
духовникъ изъ монаховъ, исповѣдающій мірянъ, въ отличіе отъ духовниковъ
бѣльцовъ (приведенные сейчасъ тексты). Наконецъ, встрѣчается иногда
названіе игуменомъ и въ смыслѣ вообще духовника, безразлично, изъ бѣль¬
цовъ онъ или монаховъ. Въ чинѣ исповѣди съ именемъ Іоанна Дамаскина
духовникъ именуется все время „священникъ*, но однажды говорится: „и
велитъ игуменъ ему поклоиитисл*; въ „поновленіп всякому* упомянуто объ
исповѣди игумену (параллели „отецъ духовный*, „духовникъ14):>). Держась
того взгляда, что въ древней Руси духовники представляли отдѣльный классъ
среди духовенства, какъ у грековъ и южныхъ славянъ, Голубинскій пола¬
галъ, что игуменами назывались у насъ іеромонахи, служившіе при при¬
ходскихъ церквахъ, которые имѣли право духовничества, въ отличіе отъ
іеромонаховъ, неполучившихъ этого права, которые носили имя „черныхъ
поповъ*; только въ послѣдующее время и черные попы стали называться
игуменами0). Однако тексты не подтверждаютъ приведеннаго заявленія
покойнаго ученаго: въ духовныхъ XVI и XVII вв. духовники мірянъ не
разъ называются „черный попъ*, „черный священникъ*’); упоминается х) Грамоты архіеп. Новгородскихъ Макарія (1534 г.) и Ѳеодосія (1548 г.) въ
Вотскую пятину. Д. А. И. I, стр. 27; Др. Росс. Вивліоѳ. XIV, 108. 2) Грамота архіеп. Макарія 1528 г. Гмепій, Исторія княжества Псковскаго, II,
80—81. 3) Смирное?», Духовный отецъ, 16Д- 4) Стоглавъ, изд. Субботина, 178—179. Отсюда свидѣтельства лѣтописи объ игу¬
менахъ женскихъ монастырей—Григоріи въ кіевскомъ Андреевскомъ монастырѣ и
неизвѣстномъ по имени игуменѣ Успенскаго Княгинина монастыря во Владимірѣ на
Клязьмѣ (Лавр. Л.3, 282, 441, гг: 1127, 1237) всего естественнѣе понимать въ смыслѣ указанія на духовниковъ этихъ монастырей. Голубинскій, Исторія, I, 22, 708. 6) Алмазовъ, Ш, 136; Требникъ XVI в. Б-ки Троиц. Лавры № 233, лл. 40;
ср. 45 об. °) Исторія, П, 2, стр. 84; Преп. Сергій и Троицкая Лавра2, 26, пр. 1. 7) А. Ю. Л*А« 418, 422, 423; А. Ю. Б. I, Лх 86; Лихачева*, Сборникъ актовъ, 61,
73, 79. Ср. Сказаніе о явленіи мощей Василія Монгазейскаго (1670), гдѣ дѣйствуетъ
„черный ноиъ“ Тихонъ, единственный священникъ городка, который былъ и духовнымъ
отцомъ его жителей. Памяти. Др. Пис. ЬХХІХ, 18 и 20.