Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 163 или меньшей степени раздѣляли духовники древней Руси, стоявшіе и внѣ
связи съ „осифлянами*, съ направленіемъ, которое только послѣдова¬
тельно выразило идеалъ московскаго благочестія. Предписывая мірянамъ
правила о постѣ, Іосифъ выражается рѣшительными словами Лавсаика и
древнихъ иноческихъ уставовъ: „а кто не постится въ среду и въ пятокъ,
таковый равенъ есть людемъ (чит. іудеемъ?), которые Христа распяша*г).
Уставъ о молитвѣ, изложенный въ Посланіяхъ, предписываетъ сотни по¬
клоновъ и молитвъ, не касаясь настроенія вѣрующаго. Правило, исполненное
имъ, представляется здѣсь какъ бы капиталомъ, подлежащимъ накопленію и
точному учету. Каѳизмы для неграмотнаго вѣрующаго замѣняются молит¬
вами Іисусовыми, пропущенная церковная служба домашнимъ правиломъ,
которое можно было выполнить въ какой-нибудь удобный день, „или
милостыня по силѣ за то дати*. Милостыня же идетъ за пропущенное
дневное правило, причемъ правило постнаго дня оплачивается въ два раза
дороже, чѣмъ правило дня скоромнаго. Вельможѣ, которому адресовано
третье Посланіе и котораго Іосифъ называетъ ^великимъ человѣкомъсс,
умѣющимъ „у себя живота (имущества) много“, онъ совѣтуетъ давать
одну гривну за неисполненное правило постнаго дня, „а не въ постной
день немощно ти будетъ правило отправить, ино, дати милостыня въ полы
того*. А съ другой стороны, Іосифъ совѣтуетъ въ свободное время дѣлать
запасъ молитвъ и для будущаго, такъ сказать, на черный день: „аще ли
день случится покоенъ, ико и на иной день впередъ правила запасти
льзя“.—Хорошій христіанинъ, исполняющій въ жизни предписанія цер¬
кви, долженъ, по мнѣнію Іосифа, блюсти „паче всего чистоту тѣлесную
такъ какъ при обрядовомъ направленіи благочестія религіозная жизнь
древне-русскаго человѣка заключалась главнымъ образомъ въ общеніи съ
церковной святыней. ІІокаяльникъ (несущій епитимію) разсматривался,
повидимому, какъ нечистый; по крайней мѣрѣ, его удаляли отъ святыни
или, наоборотъ, святыню охраняли отъ него. Преп. Іосифъ и здѣсь раз¬
работалъ вопросъ съ свойственной ему детальностью. Онъ допускаетъ
своихъ вельможъ „ко зфесту и иконамъ гірикладыватись, а не цѣловати,
а святою водою (богоявленскою) кропитись, а не питиа. Кромѣ обычныхъ наставленій нравственнаго характера (о милованіи
рабовъ, о справедливомъ и милостивомъ отношеніи высокопоставленныхъ
людей къ низшимъ) въ Посланіяхъ Іосифа есть еще одна любопытная
черта—снятіе епитиміи съ лицъ, постригающихся въ монашество, какъ
бы прощеніе человѣка ради ангельскаго образа. „А кто пострижется, въ
чернцы, ино тому съ тѣхъ мѣстъ впредъ опитемін нѣтъ*, говоритъ Іосифъ
въ первомъ Посланіи. А къ вельможѣ третьяго Посланія онъ обращается
съ настойчивымъ приглашеніемъ облечься въ святой ангельскій и иноче¬
скій образъ. Въ этомъ случаѣ волоколамскій игуменъ стоитъ на почвѣ
древне-русскихъ правилъ, нерасходящихся и съ восточными* 2); а можетъ х) Лавсашъ, рус, пер., 169; Еп. Ѳеофанъ, Древніе нноч. уставы, 208- 2) Тексты, ХІЛТІІ, 11. Ср. Павловъ, Номок. при Б. Тр., стр. 101; Творенія
Симеона Новаго Богослова въ пѳрев. еп. Ѳеофана, II, 543.