Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
162 ГЛ. У. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКАГО ДУХОЙНИКА. древнихъ духовниковъ, предполагая, что строгій волоколамскій игуменъ
поступалъ въ данномъ случаѣ по общепринятому уставу, а не создавалъ
его самъ. Характерны для Іосифа и его направленія въ этихъ Посланіяхъ
только нѣкоторыя выраженія принципіальнаго свойства, комментировавшія
уставъ, да частности въ его разработкѣ. Сроки епитимій, по сообщенію преіт. Іосифа, очень продолжительны:
за большіе грѣхи епнтимія доходитъ до 15 лѣтъ и больше, и онъ не
упоминаетъ епитиміи менѣе одного года. Одинъ изъ его вельможъ, кото¬
рому писано Посланіе, несъ ч етыр ехъ - л ѣтнюю ешшшію, другой трехъ-
лѣтнюю. Впрочемъ, эти сроки не имѣли безусловнаго характера. Духов¬
ный отецъ, видя усердіе сына, могъ и совращать срокъ. Епнтимія состо¬
яла въ постѣ и молитвахъ, въ удаленіи отъ святыни и сопровождалась
милостыней. И все это было разсчитано и размѣрено съ большою точ¬
ностью. Въ пищѣ предписывается въ три дня недѣли (понедѣльникъ, среду
и пятокъ) сухояденіе, т.-е. хлѣбъ или колачъ съ водою или квасомъ.
Только въ случаѣ невозможности допускалось въ эти дни вареніе безъ
масла. Во второмъ Посланіи кромѣ этого запрещается мясо въ два ско¬
ромныхъ дня недѣли—во вторникъ и въ четвергъ и точно указаны пред¬
меты питанія на великій постъ и другіе. Изъ напитковъ Іосифъ разрѣ¬
шаетъ квасъ, брагу и медъ „но нашему обычаю*, но запрещаетъ пьянство,
отъ котораго „вся злая ражаготея". Постъ ослаблялся въ праздники. Въ
субботу и воскресенье, а также въ сплошныя недѣли разрѣшалось на,
все.—Несшій епитимію долженъ былъ строго выполнять претило о мо¬
литвѣ. Ежедневно, кромѣ субботы и воскресенья, положено четыре каѳизмы;
въ эти дни вмѣсто каѳизмъ два канона и часы. Каждый день нужно было
положить 100, 200 или 300 поклоновъ, прочитать 600 или 1000 мо¬
литвъ Іисусовыхъ:і). А неграмотные замѣняли чтеніе каѳизмъ тысячью
двумя стами тѣхъ же молитвъ. Но болѣе домашняго правила слѣдовало
заботиться о посѣщеніи церковной службы и, если „къ которому пѣнію
не поспѣется къ церкви", нужно было восполнять пробѣлъ домашней
молитвой.—Епнтимія удаляла человѣка отъ святыни. Прежде всего, ему
запрещалось приступать къ причащенію св. Таинъ до исхода срока епи¬
тиміи. Только при опасности смерти допускали его къ великому таинству,
чтобы въ случаѣ выздоровленія онъ продолжалъ свою епитимію. Несшему
епитимію безусловно воспрещалось вступать въ алтарь. Ему нельзя было
ходить къ антидору, брать хлѣба Богородицы, ѣсть вынутую просфору,
Это разрѣшалось только въ самые великіе дни церковнаго года.—Кромѣ,
всего этого кающемуся человѣку предписывается милостыня по силѣ. Въ Посланіяхъ объ епитиміяхъ довольно характерно отразилось
общее направленіе іосифлянства: внѣшній взглядъ на человѣческій подвигъ,
мысль о безусловной обязательности устава, разработаннаго притомъ
до мелочи. Впрочемъ, вѣроятно, что тѣ же самые взгляды въ большей *) Цифры мѣняются въ равныхъ Посланіяхъ, т.-е. для равныхъ духовныхъ дѣтгіі
нреп. Іосифа.