Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
160 ГЛ, У. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. въ день, въ субботу и воскресенье дважды) о молитвѣ (250 поклоновъ:
утромъ и въ полдень по 100, вечеромъ 50), о милостынѣ по силѣ; она
очищаетъ грѣхи, какъ вода гаситъ огонь,—милостыня есть крылья къ
Богу. Но давая милостыню, не надо спрашивать просящаго, богатъ онъ
или убогъ, здоровъ или немощенъ. Бъ заключеніе духовникъ пригла¬
шаетъ жить „во смиреньи”, т.-е. свободными отъ перечисленныхъ грѣховъ,
въ повиновеніи духовному отцу и даетъ имъ свое отеческое благосло¬
веніе. „ Поученіе новобрачнымъ дтпямъа. Въ качествѣ поученій новобрачнымъ
дѣтямъ древне-русскіе духовники пользовались нерѣдко такъ называемыми
поисповѣдными поученіями1). Но, очевидно, писались и спеціальныя
наставленія на этотъ случай. На царскихъ свадьбахъ духовническое поуче¬
ніе, несомнѣнно, было непремѣнной принадлежностью церемоніи, и содер¬
жаніе его передаетъ Котошихииъ2). „И потомъ протопопъ поучаетъ ихъ
(новобрачныхъ царя и царицу), какъ имъ жити: женѣ у мужа быти въ
послушествѣ и другъ на друга не гнѣватися, развѣ нѣкія ради вины
мужу поучити ея жезломъ, занеже мужъ женѣ яко глава (на полѣ^ руко¬
писи— „Христосъ”) на церквѣ3), и жили бы въ чистотѣ и въ богобоязЕіщ
недѣлю и среду и пятокъ и всѣ посты постили, и Господскіе праздники
и въ которые дни прилучлтся ираздновати апостоломъ и евангелистомъ
и инымъ нарочитымъ святымъ грѣха не сотворили, и къ церквѣ бъ Божіи
приходили и подаяніе давали, и со отцемъ духовнымъ спрашивались
почасту, той бо на вся блага научитъ”. Разбираемое Поученіе къ новобрачнымъ дѣтямъ очень элементарно
и близко къ тому, содержаніе котораго сообщаетъ Котошихииъ. Духов¬
никъ приглашаетъ новобрачную чету жить въ любви и совѣтѣ между
собою, держать духовнаго отца, не совершать безъ его вѣдома подвигаіп.
и ни въ чемъ его не ослушаться; чисто соблюдать среду и пятокъ нъ
воспоминаніе страданій Господа, также и праздники Божіи, ибо ангелъ
хранитель записываетъ добрыя дѣла наши, а ангелъ сатанинъ со всей*
тщательностью отмѣчаетъ наши грѣхи. Предостерегаетъ отецъ духовный
дѣтей своихъ отъ противоестественныхъ пороковъ, напоминая имъ участь
Содома, наконецъ, совѣтуетъ имъ ходить въ церковь и творить мило
стыню4). г) Алмазовъ, 1, 456—457, пр. 414; 459 и нр. 422; 467 и пр. 440- 2) Др. Росс. Вивліоѳ., XIII, 164 и 206- Котошихит, О Россіи въ царствованіе
Алексѣя Мих.2, 8. :і) Ср. „А се поученіе женамъ мужъ „глава есть тебѣ, — якоже глава крестъ ни
церкви, тако глава мужъ женѣ “. — „Поученіе отъ св. писаніяхъ, како жити православнымъ
христіанамъ14: ..Мужемъ всѣмъ рцемъ: жены своя любите и наказывайте полегку; аще
ли олова не послушати начнетъ, и ты жезломъ наказывай полегку, а не злобою"
Алчшоѳъ, III, 256, 259. 4) Можно догадываться, что наше Поученіе (не ранѣе XIV—ХУ стоя.) иредгтп
вянетъ болѣе раннюю редакцію сравнительно съ тою, которую имѣлъ въ виду Котоішшшъ
Поэтому домостроевскій жезлъ есть уже черта болѣе поздняя.