Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. У ЧИТАЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 159 наставленіе духовника къ сыну, „малое писаніе", которое было бы „до¬
вольно положити на сердцы своемъ“ духовному чаду1). Возникло оно
не по частному случаю, адресовано не къ опредѣленному лицу, такъ
какъ авторъ обращаете» то къ чаду любимому, то къ брату, даетъ совѣты
на случай „аще еси, сыну, холостъ, аще ли, сыну, женатъ". Нравственныя
и житейски-практическія наставленія собраны въ Поученіе съ разныхъ
сторонъ, какъ щ?это указываютъ его надписаніе и сознаніе самого автора,
что онъ изобразилъ „сія отъ святыхъ книгъ, а не отъ своего разумія"2).
Дѣйствительно, авторъ заимствуетъ свой матеріалъ изъ поученій и посла¬
ній древности, изъ наставленій кающемуся и исповѣдующему, изъ испо-
* вѣдныхъ вопросовъ и поновленій3). Плана нѣтъ никакого, изложеніе
безпорядочное, незамѣтно и общей мысли, и трудно передать содержаніе
памятника. Надо только отмѣтить, что кромѣ обычныхъ наставленій о
постѣ, молитвѣ и милостынѣ здѣсь не мало житейскихъ совѣтовъ, наіір.,
не пить на пиру какъ у себя, такъ и у вельможъ и не величаться въ
пьяномъ видѣ, не ходить въ корчму, не лазить на дерево, не отправляться
въ путь безъ посоха, во время грозы засвѣчать предъ иконами свѣчи, не
рѣзать скотъ въ воскресенье и не мочиться на востокъ и западъ. Соста¬
витель совершенно безъ критики относится къ книгѣ, и можно повѣ¬
рить его признанію о себѣ, что онъ „несмысленъ словомъ и мутенъ
умомъ"4). 11—12. Встрѣчаются духовиическія поученія дѣтямъ общаго характера,
пріуроченныя къ опредѣленному моменту въ ихъ жизни и потому болѣе
узкія по содержанію наставленій. Таковы: „ Поученіе дѣтямъ, въ постъ
идущимъ“ и „Поученіе новобрачнымъ дѣтямъ■“5). Первое Поученіе содержитъ назиданіе духовнымъ дѣтямъ предъ вели¬
кимъ постомъ. Приглашая поститься по примѣру Господа, постивша¬
гося 40 дней и 40 ночей, по ученію Его, Апостоловъ и святыхъ Отцовъ,
духовный отецъ наставляетъ дѣтей удаляться отъ всѣхъ дѣлъ злыхъ: пьянства,
блуда, гнѣва, зависти, клеветы, рѣзоиманія, мздоимства, татьбы, „ротоход-
ства“ (т.-е. хожденія на роту-клятву), всякой неправды, плотскихъ
похотей и вражды. Въ противномъ случаѣ постъ будетъ тщетнымъ: ноетъ
безъ смиренія—храмина безъ покрова; помышленіе гнѣва и всякаго зла
губитъ душу, какъ облако закрываетъ свѣтъ солнца. Слѣдуетъ строго
соблюдать постъ во всѣ недѣли, а не въ одну Ѳедорову, и поститься
нелицемѣрно. Наступленіе поста приноситъ скорбь пьяницамъ и радость
настоящимъ христіанамъ—„вѣрнымъ". Послѣднимъ духовный отецъ даетъ
предписанія по руководству студійскаго устава: о пищѣ (ѣсть одинъ разъ г) Тамъ же, л. 71 об. 2) Лл. 73 об., 71 и 105. 3) Начало Поученіи заимствовано изъ разобраннаго нами „Наказанія о пьянствѣ “
по редакціи Измарагда и Златоуста. 4) л. 71. 5) Тексты, ХІЛІ —ХЫѴ: Замѣтки, §§ 46—47. О первомъ Поученіи см. также
у Алмазова, III, 461—462.